Давненько хочу открыть философский клубешник – пусть маленький, но свой, где не надо ни под кого подстраиваться, изгибаясь под взятые с потолка темы обсуждений и модераторов, «фильтровать базар» из боязни кого-нибудь подвести под монастырь, если не загреметь в него самому, где можно двигать цельную систему, а не точить отдельные детали.
Но в нашем царстве-государстве нельзя две вещи: зайти в политику без спросу (не своему в принципе нельзя) и … серьезно заниматься философией! Поскольку политика (а под нее подходит все, что влияет на широкие массы людей, начиная с уровня деревни) под неусыпным зраком кремля и местной жандармерии, а философия… так померла ж она! Или спит так крепко, что сон подобен смерти.
Ну и вот, отпеваем, значицца: посреди прощального зала висит гроб хрустальный, а в нем Философия-красавица. Приходящие поминают Деву, густо посыпая головы цитатами давно почивших мудрецов. А на входе мудрые смотрящие за идеологией (та же философия, только заточенная под нужды сиюминутной политики) следят, чтоб ветхие одежды лобызали, не касаясь тела.
На всякий случай дозор крайне строг – абы чего не вышло! Ведь где-то в чащах иль тайге бродит царевич Елисей, способный оживить Деву жарким поцелуем. Поэтому… клуб нельзя, только колумбарий!
Пирамида древнее Хеопса
Ну и вот, собрались мы прошлой субботой помянуть Усопшую и накатить по три стопочки философского чаю. И поскольку принято говорить что-то хорошее, задумались на тему философских мотиваторов: что движет нашу историю вперед?
Список был недлинным: политика, деньги, поиски справедливости и жажда мести (отмстить кровопивцам!), еще религия и новые идеи, необязательно философские (она ж дрыхнет во гробу, если кто забыл).
Стали мы список ранжировать, и оказалось, что всем рулит политика, а политиками рулят мистики – кто не верит, посмотрите «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика или почитайте о богемских рощах. И если банкирам важны деньги, политикам несменяемость их власти, то вся деятельность мистиков кружится вокруг Добра и Зла, Добродетели или Порока.
И тогда вопрос был поставлен ребром: откуда Добро и Зло в человеке/человечестве? Списка причин тупо не было, если не брать во внимание церковную байку о каком-то ангеле, не пожелавшем поклониться человеку и за то изгнанном из рая на землю, где он почти беспрепятственно строит каверзы всему нашему роду.
И, коли мифы мы не ценим должным образом, единственным номером в списке стал человеческий ум. Действительно, не будь в человеке ума, не было бы ни добра, ни зла.
Может быть, правы тогда жрецы всех религий и мастера всех медитаций? Ведь первые желают заменить ум на веру (не надо думать, надо верить – и спасетесь!), а вторые ликвидировать как процесс, потому что ум закрывает им нирвану.
Тогда мы вспомнили бушменов африканской пустыни Калахари из прекрасных фильмов с их участием («Наверное, боги сошли с ума»). Когда бушмены жили-были сами по себе, они были вполне счастливы, не зная зла, поскольку добра боги им дали в достатке, будь то вода из сочных корнеплодов или мясо зверей.
Но вот с неба упала бутылка из-под газировки, сброшенная с самолета, и она стала первым яблоком раздора, посеявшем зло в душах дикарей. Так совершенно незначительная в мире белых людей вещь двинула историю маленького африканского племени, вызвав цепь интересных событий.
Из этого фильма следует вывод: пока мышление людей гомогенно (когда все они примерно на одном уровне), беды им не грозят. Но как только уровней мышления становится на один больше, то первые слезы, кровь и война не за горами.
А сколько всего уровней мышления в человечестве? Здесь нам помог «Учебник дидактики» для студентов-педагогов под редакцией Бабенского. Именно его я штудировал, готовясь более 20 лет назад к экзаменам – надо же, хоть где-то этот хлам сгодился.
В нем автор обобщает познания педагогической науки относительно типов человеческого мышления. В учебнике прописано всего три типа, и я по памяти привожу их, немного изменив терминологию для удобства восприятия и более правильно именуя типы уровнями:
- Предметное мышление. Это самый первый уровень, им-то и обладают африканские бушмены, а еще жители Андаманских островов, амазонской сельвы и других труднодоступных территорий, где первобытные люди живут в первобытных условиях.
Предметное мышление просыпается у наших детей с самого рождения, и они мигом усваивают, ухватив первый предмет в своей жизни беззубым ротиком, что мамино молочко – это хорошее дело.
Постепенно они узнают новые и новые предметы, а с их помощью получают страдание и удовольствие, тренируют тело, овладевают счетом, музыкой и рисованием – познают, в целом, мир.
Без предметов их мышление не работает. Они могут принести по просьбе какую-то вещь, поскольку помнят о ней, но оперировать в уме образами предметов дети пока не в состоянии. Чтобы сложить два и два, им нужны либо яблоки, либо счетные палочки. Так продолжается до семи лет, по достижении которых у детей открывается…
- Образное мышление. Оно пробуждается обычно в указанном возрасте, и это значит, что дети становятся обучаемыми, им пора идти в школу.
Теперь ребенок может оперировать в уме образами, ему не нужны предметы перед глазами – два плюс два сложит в уме без палочек. Этот уровень мышления кратно превосходит предыдущий тип – хотя бы по скорости, не говоря уже о глубине.
Он дает возможность постигать базовые школьные знания, а с помощью знаний осваивать профессии более сложные, чем сбор ягод и грибов.
Поэтому примитивные люди с предметным мышлением, собиратели и охотники, живут в пещерах, дуплах или шалашах из тростника, а расы с образным мышлением способны построить немудреные дома и крепости, а также освоить земледелие и базовые ремесла.
Разными степенями образного мышления владеют 90% людей индо-европейской расы, к которым мы прибавим в сумме 5-7% детей до 7 лет, и получим 95-97% населения той же России.
Можно, конечно, в этой гомогенной среде тырить друг у друга урожай или поджигать дома, но настоящее зло появляется вместе с обладателями следующего уровня мышления.
- Абстрактное мышление. Просыпается у немногих подростков в начале третьего семилетия, когда им исполняется 14 лет – да-да, вспомните этих извергов!
Именно их живой ум горазд на проделки – того и гляди что-нибудь учудят. А под воздействием старших с вороватым взглядом такие подростки могут стать неслабой проблемой на бытовом уровне.
Ежели по-научному, то на этом уровне мышление осуществляется в отсутствии образов, через оперирование абстракциями, или отвлеченными качествами предметов и явлений.
Например, дети с предметным и образным мышлением развлекаются в играх, где главным оператором выступает воображение. Но относиться к игре отвлеченно они не могут.
Абстрактники же определят игру как процесс и выделят разные типы, например: живые (на скорость тела), познавательные, на тренировку памяти, стратегические (те же прятки или «войнушка», где побеждает стратегия) и т.д. Для «образников» же и тем более «предметников» даже такая простенькая аналитика пустое сотрясение воздуха.
Логика и интерес к познанию мира (начало философии!) отличают пытливый ум «абстрактников». Именно эти дети должны учиться в старших (10-11) классах, но чаще всего учителя не в состоянии отделить их от «образников». На основании усредненных отметок старшие классы набиваются фифти-фифти, на муки самих же учителей.
По скорости соображения раскаченный «абстрактник» берет верх над тугим «образником», как в КВНе на разминке, когда нужно быстро придумать шутку, юмористы легко одерживают верх над актерами, заточенными под создание образов.
Им посильны более сложные процессы и профессии; они становятся учителями и врачами, инженерами и проектировщиками, исследователями «научного тыка» (учеными, в распространенной терминологии), управленцами начального и среднего звена, а также работниками подражательного искусства – актерами, поэтами, композиторами и…
… и даже философами на окладе, если требуется всего лишь запомнить (едва ли не дословно) массу трудов или освоить псевдо-философский собачий язык, набитый абстрактной терминологией и непонятный никому, кроме них, дабы вводить в заблуждение своей ученостью.
Как вы уже поняли, это наша типовая интеллигенция, или люди интеллекта. В царские времена они сплошняком составляли дворянство (стало быть, офицерский корпус), были носителями разных степеней Табели о рангах, земскими агрономами, учителями и врачами, верхушкой купечества, а еще теми самыми революционерами, от народовольцев и дальше.
Последние, которые после Октября 17-го стали первыми, думали широко и быстро, умели вычленять главное и вязать логические звенья одной цепи, а еще имели влияние на «образников», то есть простой народ, как старшие и опытные имеют влияние на младших и начинающих. Потому зло, которое было содеяно при их участии, превратилось в масштабное явление, равным образом и добро, которое мы по сей день проедаем и никак проесть не можем (мощный промышленный базис, фундаментальная наука, жилмассив и т.д.).
При этом наша интеллигенция, гордо несущая впереди себя свои пальцы, отчетливо понимает превосходство над простецами (быдло, чо!) и часто им пользуется. Им проще сделать бизнес, чем «образникам», они быстрее додумываются до схем и ходов, которые приносят им преимущество. При этом они более пугливы, их легко держать под контролем, время от времени подвергая собратьев показательным репрессиям. А это ли не прекрасная среда для создания корпораций, в политике или бизнесе, для достижения еще большего эффекта и прибыли?
Только сами по себе «абстрактники» так себе злодеи и добродеи, им требуются предводители с более высоким уровнем мышления. Но вот беда: на «абстрактниках» изыскания наших ученых-педагогов закончились, и потому дальше нам пришлось мыслить самостоятельно.
- Идеативное мышление. Обладатели четвертого уровня круче «абстрактников» тем, что могут мыслить в отсутствии абстракций и без участия логики. Скажете, это невозможно? Ну, не скажи́те!
Если «абстрактнику» предложат найти решения с тремя известными, то он выдаст вам методом перебора максимум 6 вариантов, которые получатся при различных комбинациях. А вот представитель четвертого уровня надумает минимум еще одно решение сверху, оригинальное, которое нигде, никогда и никто не знал.
Да и он его не знал; решение возникло в его уме как внезапное озарение, вспышка, на пустом месте, ранее зачищенном логикой. Но он его услышал или увидел внутри себя, как мельчайшее зерно смысла, и оно расцвело в его голове, став изобретением или научным открытием, бесценным произведением искусства или оригинальным политическим решением. Эти озарения принято называть идеями, поэтому уровень назовем Идеативным, но можно также назвать Творческим, Креативным, Оригинальным и т.д.
На дискуссии мы не обсуждали, откуда берутся идеи – берутся, и все тут. Идей множество (неоткрытых куда больше чем известных), но творцы – товар штучный. Да и не мыслят они идеями все свободное время, они приходят к ним время от времени, как муза к настоящему поэту. И этими идеями движется, по большому счету, все человечество, будь то идея колеса или дома, газового фонаря или лампочки.
Но поскольку вся история человечества закручена вокруг Добра и Зла, то нетрудно догадаться: творить можно как в одну сторону, так и в другую. Однако, если творцов вообще не будет, то человечество целиком и полностью остановится в своем развитии – на цивилизации можете смело поставить крест и подыскивать пальму поурожайнее.
Ведь «абстрактники» на идеи холостые; они могут бесконечно улучшать автомат Калашникова, но придумать кардинально новое оружие не в состоянии. Они могут всю жизнь учить по учебнику, написанному творцом, но не напишут своего, а если напишут, то это будет переработка уже имеющегося. Они вылечат любую болезнь, если известны лекарство и метод его применения, но при мутации разведут руками: медицина еще не научилась бороться с этим! будто этому можно научиться.
Поэтому уместно назвать «абстрактников» репродуктивной интеллигенцией, а «идеативистов» – творческой.
Они прекрасно дополняют друг друга. Абстрактники усидчивы, а творцы терпеть не могут рутины, им бы изобрести что-то и бежать дальше, к новому открытию. Это наши гусь с гагарой, продуктивные только парой: одни открывают, другие внедряют, разворачивают и совершенствуют.
Разумеется, без «образников», простого народа, работающего руками, все умствования впустую, но в отсутствии интеллигенции последний способен лишь к постепенной деградации.
Вы думаете, что на творцах свет сошелся клином? Да как бы не так! Есть люди погениальней, перед которыми любой творец сделает «ку».
- Системное мышление. На этом уровне царят «системщики», и таковым может считаться человек, что преподнес цельную модель.
В химии было много первооткрывателей; один открыл алюминий, другой радий, третий способы их получения. Но по-настоящему химия расцвела с появлением Периодической системы, точнее, Периодического закона Дмитрия Менделеева.
Ведь одного взгляда на его Таблицу вполне хватало, чтобы понять, какими свойствами будут обладать еще неоткрытые элементы, из каких элементов они могут быть синтезированы, как и для чего применены.
Точно также отдельные машинные узлы соединились в систему первого авто («самобеглая коляска») у «системщика» Ивана Кулибина, а массовое распространение каров стало возможным после унификации изделий и сборки методом конвейера от Генри Форда.
И мы не имели бы кратного и многократного ускорения новейшей истории через автоматизацию во многих процессах, мгновенную коммуникацию и быстрое передвижение, если бы не системы трехфазного тока и телефонии, компьютерного кода и интернета, самолетов, водного и ж/д транспорта…
Получив систему (модель) во владение, отдельные творцы быстро набивают ее содержимым, но без нее их оригинальничание не так уж многого сто́ит.
Система – это мощная сила, и молитесь, чтобы «системщик» был на стороне добра. Ведь в этом случае он намыслит ядерный реактор с относительно дешевой энергией, а в противоположном атомную бомбу, легко уничтожающую целые города, если не страны. Так и выходит: поставь «системщика» во главе большого дела, и неизвестно что еще получится.
Кстати, находки в науке не столь мощно влияют на людей, сколько в политике – да, в этом наивысшем из искусств, словами Платона, также есть место моделям. И мы с вами живем в мировой системе глобализации, которая саму себя отрицает – так, на всякий случай, чтоб люди, наверно, не пугались раньше времени. Ибо есть чего.
Поэтому если имя Карла Линнея, системщика от естествознания, вы будете припоминать с напряжением, то вспомнить Карла Маркса с Лениным, политических системщиков из недавнего времени, труда почти никому не составит.
Но, признаться, читать этих теоретиков довольно скучно. В их писаниях кое-чего не хватает. Цель там присутствует: установить справедливость, от каждого по способностям, каждому по труду… нет понимания, зачем нам эта мышиная возня вокруг классовой борьбы, «смычки огорода и деревни», колхозного строительства и даже культурной революции – нет Сверхцели!
Сверхцель – она на все времена и для всего человечества, какому бы уровню не принадлежал чей-то ум. Она равняет бушмена с академиком, стерильного умом младенца с умудренным стариком, и даже порочного с добродетельным. Она освещает миссию каждого, но вот беда – без представителей Шестого уровня Сверхцель остается неизвестной или непонятной.
- Эволюционное (философское) мышление. Превыше всяких идей и даже идеальных систем есть еще нечто – эдакое Солнце Разума, чей свет примиряет и дает надежду, умиротворяет и дарует мудрость. «Системщикам» до него не допрыгнуть, на него могут смотреть разве что они, Философы.
Им ведом путь Человека и Человечества, начало эволюции, середина и конец. Они единственные знают, зачем нам все неисчислимые страдания и преодоление, кем мы были и кем должны стать – кто смутно, в общих размытых чертах, как Гегель, а кто и четко как Платон. Стало быть, если в лучший мир, то только с ними.
Одна беда – если «системщиков» десятки на каждый век, то «философов» хоть бы второго ряда, вроде Канта и Рене Генона, дай Бог единицы, а ясно мыслящих, вроде Платона, и того меньше. Плюс, даже если они в наличии, далеко не всякий поделится светом внутреннего Солнца в понятных образах и идеомах.
Или мы знаем не одного, а сотню платонов, чьи Системы зиждутся не на интеллектуальных приземленных схемах, а на внутренних качествах человека, обсуждению которых посвящены «Диалоги» Великого Грека и в целом его «Государство»?
Или есть другой труд, равный по широте и глубине «Тайной Доктрине», ни страницы из которой, бьюсь о заклад, вы не читали, но при этом о мадам Блаватской, ее авторе, уже имеете (далеко не собственное) мнение, как об обманщице и авантюристке?
Так что если без «системщиков» не было бы цивилизации (апогея внешнего приземленного человека), то без философов невозможна эволюция, возрастание человека внутреннего, духовного. Эволюция и не движется – с философами затык; все уходит в свисток и революции.
Потому не знает человек, что и кто он на самом-то деле! Лишь те, кто достаточно далеко продвинулись на пути само- и миропознания, могут сказать что-то внятное.
Но есть те, кто не только могли бы сказать, но и сделать! Ведь если полагаете, что ум человеческий упокоился на «философах», и круче этих дяденек никого – это не так.
- Встречайте высший левел, доступный смертным – Медиаторы!
Этот уровень (назовем его Синтетическим) даже мышлением назвать затруднительно, потому что не вполне понятно, как к нему подобраться, и чем на этом уровне оперируют.
Определенно только одно – Медиаторы суть двери из мира и типа смертных, посредники между нами, нескромными носителями Ума, и более чем скромными обитателями незримых Эмпирей, владеющими полноценно Разумом.
Собственно, в эти Эмпиреи и лежит путь человечества, ибо, как гласит мудрый Восток, камень должен стать растением, растение животным, животное человеком, а человек сначала Духом, а впоследствии и Богом.
(Под этими идеомами, конечно, не стоит понимать Духа и Бога из библии, но более подходящих слов в моем распоряжении пока нет)
Духом – то есть существом, эмпирически (опытом) и фенотипически (внутренне и внешне) превосходящим человека, каким он будет даже на заключительном этапе своей эволюции. А про Бога так и вовсе умолчу.
На Земле всегда были сокрытые «обитатели незримых Эмпирей», но, поскольку миры не могут контачить друг с другом по причине своей великой разницы (как не могут контачить клеммы заряженного аккумулятора без угрозы самоуничтожения, лишь через нагрузку), то Медиаторы предназначены на роль переходного звена, транслейтеров не-человеческой логики и языка.
В древности, когда существовали Мистерии, они были Первосвященниками и Иерофантами, способными открывать двери в душах лучших из лучших, дабы те могли время от времени причащаться Небесам и их Мудрости, нести зерна эмпирейского Света на грешную Землю.
И вроде как еще в позапрошлом веке их можно было хотя бы попытаться встретить в каких-то малоизвестных монастырях Индии, а в Европе время Иерофантов миновало пару или более тысячелетий назад… хотя, поскольку история кружится циклами, то это время когда-то наступит снова.
Именно Медиаторы оказывали самое значительное влияние на историю, их имена у всех на устах, и одни правильно считают их за посланников Высшего (Высших Миров), другие за самих Богов.
Нерукотворные вершины
Что ж, теперь вы хотя бы примерно представляете, насколько люди могут быть разными! И какое расстояние отделяет невинных детей земли, пасущих коз и отгоняющих от них хищников с помощью лука со стрелами, от посланников Сынов Неба, пасущих целые народы и стреляющих звенящими мыслями.
Для систематизации сведем информацию в табличку:
Тип мышления | Возраст прояв-ления | Способ мышления | Группа | Миссия |
Предметный | 0-7 | Привязка мышления к предметам: чувствую – мыслю, не чувствую – не понимаю | Дети дошкольного возраста, необучаемые и примитивные люди | Примитивная деятельность |
Отвлеченный | 7-14 | Привязка мышления к образам предметов в уме: есть образы – мыслю, нет образов – не понимаю. | Школьники, основная масса людей, ок. 95% в каждой стране арийской расы | Производство и сфера услуг |
Абстрактный | 14-21 | Способность мыслить в безОбразном умственном пространстве с помощью абстракций | Студенты, Репродуктивная интеллигенция | Обучение и работа по существующим канонам и правилам |
Творческий | 21-28 | Способность постигать идеи (нумены-зерна всего земного) и преобразовывать их в абстракции и образы | Творческая интеллигенция | Генерация оригинальных идей, преобразование их в музыкальные произведения, картины, научные и учебные разработки и т.д. Физический (научно-промышленный) ароморфоз человечества |
Системный | 29-35 | Способность видеть логические системы за разрозненными идеями | Системообразующая интеллигенция | Ментальный ароморфоз человечества. Новые каноны и правила в отдельных сферах |
Эволюционный | 35-42 | Способность постигать за системами Замысел, за следствиями – Причину | Философы с большой буквы | Духовный ароморфоз человечества |
Синтетический | 42-49 | Способность постигать за Причинами Первопричину, за Замыслами – Цель | Медиаторы | Перевод человечества на за-земной уровень (надчеловеческий или подчеловеческий). Обожествление или расчеловечивание |
В действительности, коль мы говорим о человеческих уровнях мышления, то их больше. Точней, не уровней, а планов сознания, которые эти уровни образуют.
Представьте себя героем стандартного голливудского экшна, в котором мирно живущая семья вдруг нарывается на банду насильников-грабителей-убийц. Вы с содроганием почувствуете себя как впервые узнавшие досель неведомый мир, о существовании которого подозревали, но на себе никогда не ощущали.
Что же произошло? Это столкнулись и искранули планы сознания. Они образовались вследствие преломления через человеческое эго. Оно же, согласно мнению индийского мудреца Вивекананды, породило четыре типа людей:
– бескорыстно творящих добро из любви к нему (они же альтруисты);
– творящих добро в случае, если это не принесет им вреда (ситуативные альтруисты);
– творящие зло, если это не приносит им вреда (ситуативные эгоисты);
– бескорыстно творящие зло из любви к нему (убежденные эгоисты).
По сути, мы должны помножить наши 7 уровней мышления на 4 типа людей и получить почти три десятка планов сознания. Но это сложно, поэтому проще представить две пирамиды человеческого сознания, образуемые Добром (Альтруизмом) и Злом (эгоизмом).
В человеческом обществе они перемешиваются, перекрещиваются, но целиком никогда не сливаются, как вода и масло. Думаю, вы уже сделали вывод, что причиной настоящего незавидного положения дел, жестко увязанного с конкуренцией, преступностью, войнами и коррупцией, является мировая пирамида Эгоизма, которая вполне сформировалась – в том числе, в нашей стране.
И если перемены к лучшему будут, то они никак не могут зависеть от выборов, уровня ВВП, ставки рефинансирования и борьбы (пчел с медом) чиновников с коррупцией — перемены могут образоваться только в случае замещения одной пирамиды на другую. Но если это когда-то произойдет, людям не стоит ждать стремительных изменений. Тем более, что Зло (как состояние страдания) мы в самом начале произвели даже не от эгоизма, а от уровней мышления.
Пока люди не услышат голос Философа (а тот не примет свет Мудрости от Медиатора), они обречены на межуровневую зависть и другие негативные чувства. И это даже не ненависть народа к элите (наша элита целиком и полностью заслужила это чувство, если не сказать, что намеренно его взрастила), а подсознательное давление, ощущаемое «простецами» от «умников», теми от «креаклов», и в обратную сторону.
То есть, если даже соседние уровни не могут ужиться друг с другом, то что говорить в случаях, когда разрыв становится еще более великим, если не колоссальным? Массы не могут подняться до уровня мудреца, тогда ему остается спускаться до их уровня, мимикрируя под простеца, и только в этом случае быть принятым.
Только что он им сможет сказать? точней, что они могут понять? Идеи философа правильно воспримут разве что системники и малым числом креаклы, которые смогут развернуть их в те или иные проекты, остальные мимо. Противники же постараются поднять высокие мысли на смех, и вскоре ситуация выстроится в точном соответствии с евангельской истиной про бисер и свиней.
В древней Индии посвященные представители внутреннего Храма, Архаты или Адепты, почти никогда не соприкасались с простым людом, только через избранных посредников из трех высших варн, то есть преимущественно через своих дважды-рожденных (Дви-джа) учеников.
Но даже с учениками Учителям было не так-то просто, и Пифагор, основатель первой значительной философско-политической школы, вел свои уроки из-за завесы, через лучшего ученика-толкователя. Так что действительность вряд ли соответствовала слишком идеалистической картине Рафаэля.
За пределами школы от учений Пифагора осталось бы (да и осталось на самом деле) удручающе мало: что-то из геометрии, немного из музыки — слезы, да и только. А где его политическая система и опыт, благодаря которым пифагорейцы какое-то время были ведущей силой в Италии? Кто знает хоть что-то значимое из философии кротонского мудреца, кроме пары непонятных утверждений, вроде того, что вся истина в числах?
Нет иной геометрической фигуры кроме пирамиды, которая могла бы подружить высшее и низшее, мудрость и невежество, знание и силу. Только она способна дать представителям всех уровней мышления желанную относительно гомогенную среду, и только через нее Мудрость сможет дойти до народа и успокоить бурное человеческое море, иначе обреченное на страдание. Ибо если не работает одна Пирамида, то вторая всегда готова ее замещать.
Как Пирамида Добра (Альтруизма) это может сделать? Да также как спичка, на головке которой («философы») возникает огонь («медиатор»). Эта спичка («системщики») поджигает бумагу или другое вещество для розжига («творцы», или продуктивная интеллигенция), те передают трансформированное пламя творчества лучине (репродуктивная интеллигенция), и последняя поджигает дрова («народ»).
Выделенного тепла хватит для огромного количества добрых дел, главным результатом которых будет эволюция внутреннего человечества. Но не думайте, что внешний человек, сосредоточенный на телесности, останется в убытке – наоборот, цивилизация может пережить невиданный доселе расцвет.
Всем будет легче, когда планы сознания займут отведенные им локальности: системщики будут под философами (как цари Спарты под эфорами), и не натворят бед по незнанию метафизической реальности, креаклы под системщиками, репродуктивные под продуктивными, а простой народ под своей интеллигенцией; преступники в тюрьмах и спрятанных от белого света «малинах», а не во власти, добродетельные в комфортных условиях, а не в вечном состоянии выживания и противостояния, и т.д.
Да, креативные софисты из пирамиды Зла всегда будут мутить воду, натравливать один уровень на другой, вызывая зависть и выдавая гомогенность за элитарность. С другой стороны, любому интеллигенту трудно удержаться от соблазна задрать нос и не постараться использовать свое более высокое положение в Пирамиде.
В нем честь борется с честолюбием (быстро протухающем до тщеславия), которое любит знаки отличия и без контроля более возвышенных собратьев постепенно преисполняет интеллигента снобизмом, переходящим в спесь. И это только на руку противникам — быстро постараются перевести зависть во вражду, чтобы вызвать гражданскую войну и взаимное истребление.
Поэтому можно было понять Конфуция, законодательно установившего для сословий решительно всё, до последних мелочей: кому какие и какой длины носить одежды, какой пить чай, какие оказывать знаки уважения и т.д. Если это закон, который регламентирует взаимоотношения внутри и между сословиями, ему проще подчиняться как неизбежной данности.
Кроме этого, закон жестко пресекал рост межсословной вражды, удерживая ее на минимально возможном уровне. Но даже ее можно было бы избежать, если бы варны (достигнутые эволюционные уровни) с их врожденными способностями, никогда не замещались кастами (сословиями), и знаки отличия отцов не переходили по наследству сыновьям, ничем их не заслужившим, только по факту рождения.
Модель исторической мотивации
Подытожим. Ведущими Мотиваторами истории Карл Маркс обозначал классовую борьбу (названную здесь межуровневой или межсословной неприязнью и враждой) и производственные силы и отношения, ведущие к замещению одних формаций другими (инволюция сословий и государственных моделей).
Таким образом, он отметил лишь отрицательные мотиваторы. В природе, физической или человеческой, без разницы, не бывает минуса без плюса. Поэтому, к вышеприведенным мотиваторам по закону единства и борьбы противоположностей, отмеченного тем же Марксом, надо бы добавить те силы, которые не так хорошо видны в настоящее время, но вполне могли быть заметными и даже доминирующими в прежние (если не доисторические) времена.
И тогда сословная вражда будет осветлена межуровневой взаимопомощью и взаимодействием, а также всеми вытекающими из этого Мотиватора корреляциями. В нашем обществе, где власть рейдит бизнес, а бизнес в целом не откликается на усилия НКО сделать мир добрее, хорошо бы устроить, например, Общественный договор, который мог бы объединить эти три ведущих сектора.
Постепенно в каждом селе, и в городах, разбитых на тысячи локальностей, межсекторная взаимопомощь в решении вопросов местного значения преобразила бы маленькие сообщества, трансмутировав вражду в малые дела на благо своих малых родин. А их сумма дала бы Общее Дело в Великой Стране.
Но это вертикальная часть древа. Есть еще и горизонтальная, а именно борьба Добра и Зла, Альтруизма и Эгоизма (Духа и Материи, если уж совсем философским языком) на всех уровнях. И вместе вертикальный с горизонтальным векторы дают крест, знак круговращения и воздействия полярных сил на человеческое сознание (он же Свастика, он же Молот Тора…).
Такова, по моему мнению, более полная модель Мотивации истории, с которой, смею надеяться, согласились бы Платон и Блаватская, но категорически выступят против современные либералы, настаивающие на несуществующем равенстве, всеобщем избирательном праве и прочих софизмах.
Это движение, общее всему Космосу, остановится на нашей планете только с исчезновением самой планеты. Поэтому было бы наивно уповать на некое примирение противоположных сил, мечтать о вечных розовых мирах-небесных иерусалимах – лишь конец времен принесет отдых на нашу Землю и нашему человечеству, не раньше.
Анонс следующей дискуссии
На следующей дискуссии мы подумаем, существуют ли миры выше человеческого – выше настолько, насколько человеческий мир выше мира животного.
Логика диктует их необходимость, но ум требует очевидного суслика, которого не может увидеть, хотя он есть.
И снова аналогия придет логике на помощь. Станьте открывателем новых миров вместе с нами: 9 ноября, проспект 60-летия Октября, 204, Тиктанк (2 этаж, вход со двора), с 18.30.
Старые статьи
Непальские записки. Школа воспитания элиты