Социальная архитектура        13 декабря 2018        8914         0

Модель исправительно-трудовой системы

Эту статью я написал около 20 лет назад. Начал править, а потом думаю: а смысл? Может, сегодня некоторые явления стали уже обыденными, стали восприниматься как данность – как снег или дождь, – но суть-то их не поменялась за прошедшие годы. Потому, пусть будет так как есть.

  1. Сегодня в тюрьмах сидит людей больше, чем в достославном 37-м году. “Братва”, “общак”, “авторитеты”, «наезд», «кидалово» – эти слова уже давно принято писать без кавычек, настолько преступность вошла в нашу жизнь.
  2. Каковы причины преступности? Здесь можно привести длинный ряд, но мне думается, главное в том, что идеология в России отдана на откуп софистам. Эти “Премудрые Змеи” из “Бесов” Достоевского вылизали своим язвительным жалом в народной душе все правильные нравственные установки, надсмеялись над народной моралью, привили свои «ценности»… Преступность питается от недопустимой пропаганды насилия и разврата, и здесь молодежь – лучшая питательная для преступности среда. Вот список фильмов, демонстрировавшихся за неделю на ТВ: «Простая смерть», «Своевременная смерть», «Хороший день для смерти», «Убийца», «Чтобы выжить», «Волчья кровь», «Трон в крови», «А теперь об этом», «Мадмуазель стриптиз»[1]…. Есть, конечно, фильмы с нейтральными с названиями невинными и нейтральными, но это совсем не говорят в пользу доброкачественности кинопродукции. Сатанизм стал на экране попросту откровенным. Кажется, этот, «возлежащий на кедрах ливанских», не навевает образы, а сам с интересом учится у хичхоков.
  3. Мощный фактор для умножения преступности – пустота в желудке. Экономика разрушена, правительство предлагает налоги за налогами, честная предпринимательская деятельность невозможна, производство стоит, зарплата не платится, голод в семьях[2], и всё толкает на преступления. Одни преступают, другие ломаются, скатываясь в алкоголизм и наркоманию…
  4. Возросший на этих факторах преступник, выявленный оперативно-следственными органами, попадает в исправительно-трудовую систему[3], в тюрьму и колонию. То, что в ИТС куются кадры с коричневыми и черными дипломами, а исправляются – не благодаря, а вопреки – единицы, знают все. Тюрьма для преступников начало пути. Почему? В природе соблюдается закон: подобное притягивается к подобному, и пьяница никогда не братается с трезвенниками, похотливый кружится в обществе ему подобных и избегает людей, отрицательно относящихся к этому пороку; любящие знание сходятся по интересам, и муж с женой, как правило, из одного теста. Люди неодинаковы и, следуя индийскому мудрецу Вивекананде, мы разделим их на 4 класса: совершенных в добре, склонных к добру, склонных ко злу и совершенных во зле. Одна из причин порочности ИТС заключается, очевидно, в том, что люди всех классов содержатся в ИТС вместе[4]. И это идет вразрез с законом “подобное притягивается к подобному”, так как развратник насильственно сближается с теми, кто на воле и знать бы его по имени не хотел, а убийца властвует над людьми кроткими; люди низших разрядов властвуют над склонными к добру, а совершенные во зле, неисправимые и невозможные для общества, имеют все возможности втягивать в омут зла склонных к нему.
  5. Кадровый состав колоний разложен, и ориентируется на худшие элементы, часто вступает с ними в сотрудничество. Природа преступных авторитетов с недавних пор кардинально изменилась. Авторитеты старой закалки в войне с администрацией, для них недопустимо сотрудничество с властями. Авторитеты новой формации им прямо противоположны. Они не выставляют на свет свои преступные намерения, они за тесный контакт с администрацией, они стараются втереться в доверие к властям, как в колониях, так и за их пределам. В итоге им, имеющим силу и вес в колониях, эти колонии администрацией передоверяются – якобы для поддержки порядка и укрепления дисциплины, как в армии офицеры передоверяют подразделения касательно внутреннего порядка “дедам”. И тогда авторитеты новой формации достигают и того, что имеют старые воры в законе, и много большего. Они также стоят над колониями, но уже почти легально, также не работают, имея все возможности паразитировать на разобщенных “мужиках”; сами, имея силу за счет своих объединений и связей, они отбирают у них имущество и результаты работы. Одновременно воры в почете у начальства, которое зачастую у них в зависимости, имеют хорошие контакты с соратниками на воле. Те же, в свою очередь, имеют влияние в административных и кадровых структурах государства и ИТС, так как располагают огромным теневым бизнесом и процентами от него. В итоге все сильнее и явнее происходит симбиоз и союз преступности, кадрового состава ИТС и государства. Уже недалек тот день, когда преступные авторитеты новой формации, типа Валентина Пуделя и ему подобных, встанут во главе (фактически, хотя de jure будут на заднем плане) ИТС, превратив ее в школу зла и питомник худших пороков, а также государства[5].
  6. Надеясь, что ночь России близка к завершению[6], справедливо было бы обратить внимание на способы исправления и наказания преступников. При наказании нужно судить не по следствиям, но по мотивам, которые руководили преступниками, по качеству их личности, в первую очередь. Для начала нужно определить, к какому классу людей относится судимый, и эти классы, их три, а именно склонные к добру, склонные ко злу и совершенные во зле, дадут нам три круга. Разбив эти три круга на три подкруга, мы получаем схему ада в “Божественной комедии” Данте с ее девятью кругами. Девять кругов позволят развести преступный контингент по качеству личностей, а затем по силе сопротивляемости порядку. Теперь воры будут сидеть с ворами, развратники с им подобными, а оступившиеся в силу неблагоприятных обстоятельств и неведения, но имеющие склонность к разумной и добродетельной жизни будут находиться в соответствующей им среде.
  7. Поскольку наказываем даже не за преступление, а за порочные качества, которые к нему привели, заменяем срочное содержание бессрочным, ибо склонность к убийству и воровству преодолеваются не за какое-то время (время не играет решающего значения), а в определенных условиях, при соответствующем воздействии, а главное, при желании человека изменяться. Желание изменяться временем не вызывается, хотя во времени и возникает.
  8. Для мобильности системы предлагается ограничить срок пребывания в одном круге до трех лет. Если порок прогрессирует, то через три года или раньше осужденный уходит кругом ниже, в среду более преступную, более агрессивную и грубую, и так, пока удары среды не высекут в душе преступника желания обуздать свои пороки. Заметим, что бьет и наказывает именно среда, а не кадровый состав.
  9. Все же есть умершие в добре, и в силу этого невозможные для мира. Для них – круг девятый и одиночное пожизненное заключение. Человек выдает в мир то, что есть в его душе. Внутри добрых добродетель, внутри злых – ад, и именно поэтому злые всегда смотрят в мир, избегая смотреть в себя. Остаться один на один со своим адским миром для них невыносимо, и самая страшная мука. Для тех, кто исчерпал все возможности вернуться к жизни, будет одиночка, навсегда. Таким образом, отпадет надобность смертных приговоров — пусть в одиночке закончится жизнь “при жизни отпетого”[7].
  10. Если человек делает попытки к исправлению, обуздывает свои склонности и не относится агрессивно к более слабым, по истечении трех лет или раньше (здесь наблюдение играет доминирующую роль) он переводится кругом выше. Если и там, в среде, более располагающей к развязности волка среди овец, он продолжает усилия к изменению и так преобразовывает себя, то поднимается в самый верхний круг своей триады (напомню, у нас девять кругов, по три в каждой триаде) – на контрольное время. Проявив прежнее желание к очищению и укрепившись в нем с помощью наставников, которые здесь непосредственно контактируют с осужденными, вставший на путь самостоятельного сознательного исправления входит в общество человеком более безопасным, согласитесь, чем при современной системе.
  11. На чем основан такой метод наказания? Пушинка на руке не ощущается, но, попадая в глаз, вызывает резкую боль. Ладонь – грубый человек, глаз – утонченный. Одно и то же воздействие будет неощутимым для грубого человека и потрясающим для утонченного. Преступные люди грубы, чувственные, материальны, и чем более они заматериализованы, тем грубее требуется воздействие, чтобы вызвать реакцию души на изменение. Они и миру предлагают грубые жестокие воздействия, потому вполне логично, что если склонным к добру достаточно слова, то для склонных ко злу слово что горох о стену. Закоренелый преступник недоступен для слов увещевания, скрыт за корой, но ее разломают грубые воздействия среды, и тогда он станет, хотя бы временами, досягаем для душевных воздействий и переживаний. Следуя персидской пословице “кошке шлепка, собаке пинка”, мы помещаем жестоких с жестокими, и они друг другу доставят те воздействия, в которых нуждается их забитый, зажатый в цементе животности дух. Всегда страдания были более доходчивым учителем, нежели удовольствия. Воры всегда паразитируют, живут за счет своих жертв – именно поэтому нужно дифференцировать осужденный контингент, дабы воры жили с ворами, паразитируя, если это будет у них получаться, друг на друге. В этой модели преступники находятся в той среде, которой они достойны и живут по тем законам, что навязывали другим людям – по законам грубой материи. И когда на воле они, делая другим то, чего не желали бы себе, получают свое обратно – это карма, для тех, кто мыслит восточными категориями; это справедливость.
  12. Конечно, сразу возникает вопрос: по каким определенным признакам происходит опускание и подъем в Системе? Кратко: преступник для разрешения нужды в чем-либо прибегает к отъему, стремится к подавлению свободной воли и к порабощению сотоварищей по несчастью, ибо это путь к наиболее легкому обретению предметов нужды. Таковы признаки, появление которых опускает осужденных в нижние круги, а отсутствие поднимает навстречу свободе.
  13. Место судьи занимает, конечно, не законник, ибо нет нужды констатировать механизм и тяжесть преступления, но есть нужда разобраться в его причинах. Не нужно определять срок наказания, нужно определить, в какой разряд отнести осуждаемого. Конечно, наш мудрый Минос не юрист, судящий по букве закона или по эмоциональному настрою. Он из весьма редких людей, которые уничтожили преступность внутри себя, или же необратимо идущие по этому пути. “Судьи должны пройти испытание не в знании формул, но с точки зрения познания сердца человеческого” (Агни Йога, “Наставление Вождю”). Платон в “Государстве” предлагает отдельное воспитание будущих судей, с детства, но на начальных этапах вхождения проекта это неосуществимо, лишь в далеком будущем.
  14. Основной кошмар «римского права» (современной юстиции) – это пограничные случаи. Это, когда «внешне все по закону, а по сути сплошное издевательство», внешне все правильно, а по факту преступление. Изобретательный преступный ум опережает реакцию законодателя. Как ситуацию решает «римское право»? Да никак – все же по закону! Вторая проблема упирается в восточный труизм: люди, которые судят других, должны быть выше их. Днем судья может быть в черной мантии, а вечером вести аморальный образ жизни. И как он рассудит «пограничные случаи»? По совести? Это же не юридическое понятие. Нам нужно разграничить судопроизводство на два типа: сложившиеся и пограничные случаи. И для работы по пограничным случаям создать новую линию суда. Основной массив преступлений можно поначалу оставлять в ведении «римского права», а «пограничникам» отдать надзор над судопроизводством с изъятием специфических дел под свою юрисдикцию. Например, особо опасные преступные формирования управляются «совершенными во зле», которые лично не совершают преступлений,  их невозможно привлечь к ответственности по «римскому праву». Однако же, «пограничникам» достаточно будет проследить линию мотивации от исполнителей к сценаристам и тем самым ликвидировать ту или иную преступную сеть, обезглавив ее вдохновителей и мотиваторов. Остальное доделает «римское право».
  15. Первый круг в каждой Триаде – не современная ИТК, но обширное хозяйство типа монастырского. Здесь каждый должен освоить свой труд до степени мастерства, до творческого состояния, чтобы затем овладевать чем-то смежным. Труд играет важную роль в новой системе, но не решающую. Человек развивается вследствие воздействий на душу, на разум в неизмеримо большей степени, чем вследствие воздействий на тело – это ясно, как божий день. Поэтому основной метод – формирование тонких душевных впечатлений. Есть место музыке, но цензурированной, богатой, но не детективами, библиотеке, есть театр, кино, видео – все цензурно. Если кто желает уединения, для тех лесная часть колонии во время отдыха. Режим обязателен. Для учащихся школа, где допустимы все интересные эксперименты, новые предметы. Время пребывания определяется советом наставников. Если что-то дурное вновь прогрессирует и слова не действуют, пусть уходит во второй круг, под пристальное наблюдение.
  16. Основной метод воспитания – личный пример. По мудрой китайской пословице подданные желают следовать не наставлениям монарха, но его личному примеру. Государь сосуд, а народ вода, какой формы будет сосуд, такую же форму примет вода, и если сосуд грязен, и вода наполнится нечистотами. По самой малости наставники должны не иметь вредных привычек (употребление алкоголя, распущенность, стяжательство…), и не только на территории колонии, а вообще. Как же наставлять на здоровый образ жизни, не ведя его самим? Это будет разрушительный диссонанс; чего же будут стоить увещевания наставников к воспитуемым, если их слово так расходится с делом. В природе существует закон: высший влияет на низшего, даже бессознательно, а низший подражает высшему. Замечено, что собака походит на своего хозяина нравами и даже некоторыми физическими чертами. Все дело в бессознательном влиянии человека на животное. Человек постоянно эманирует (излучает) мысли, эмоции, и тонкая материя ума накладывается на животную душу. Собака также бессознательно подчиняется наложенному характеру, потому что она много слабее в воле, нежели человек. То же самое происходит в семье, где ребенок психически слабее своих родителей и не противится родительским эманациям. Вообще в этом секрет влияния сильного человека на слабого, начальника на подчиненного, правителя на народ. Отсюда разрешаются пословицы типа “яблочко от яблони” и “каков поп, таков и приход”. И неважно, какие наставления произносит родитель, личный пример для детей буквально сильнее слова. Рано или поздно наложенные на детское сознание эманации родителей выявятся, как только ослабеет родительская опека. Если отец пил, и сын будет склонен к тому же, если вел, даже в тайне, распутную жизнь, и дети последуют его примеру. Конечно, когда дети становятся психически сильнее своих родителей, им не грозит повторить их печальную жизнь. Они выкорчуют в себе фрейдовское “бессознательное” и изберут иные ценности. Отсюда вывод: личные качества наставника решают все.
  17. Почему в древности в стабильных государствах не было разгула преступности? Тому мешали два фактора. 1) Изгнанные из общины преступники, лишенные земли, инвентаря, всего хозяйства, помещались на государственных землях. Им предоставлялся участок, инвентарь и жилище, они жили и работали под надзором государственной власти. Статус преступников – ниже рабского, хотя их материальное положение могло быть несколько лучше рабов. 2) Сознание преступника изменяли жрецы, духовенство страны. При этом первый объект приложения их сил – община. Именно их трудами в общине не могло питаться преступление, оно не принималось и изгонялось соответственно воспитанными общинниками. Уже сам факт изгнания из общин преступников для них был потрясающ, надзор не дозволял свершиться рецидиву, устанавливал дисциплину, а жрецы способствовали размышлениям и исправлению. Два принципа предлагается перенять из истории: 1) Власти предоставляют ИТС все материальные возможности, требуемые процессом исправления, и режимную охрану, не контактирующую по своей воле с осужденными; 2) К процессу исправления преступников привлекается будущее духовное сословие страны.
  18. Винить систему – дело распространеннейшее, наряду с обвинением в “несовершенстве законодательства”. Система, законы – производное человеческого разума, и неужели нам поверить, как предлагается, что человек для субботы, а не суббота для человека? Это из той же обоймы фантазий, как встающие над человеком-создателем машины, роботы, компьютеры. Творение не может быть совершеннее творца. Любая система есть отражение человеческого разума, преобразующего хаос анархии; сама по себе модель нейтральна, ее цвет зависит от того, с какой целью она применяется. Людям, обвиняющим Систему, страшна не она, а “человеческий фактор”. Человек несовершенен, и где найти идеальных исполнителей и наставников? Ошибки и злоумышления как были, так и будут. Отсюда вытекает, что нужно отвратиться от “человеческого фактора”, и рассматривать преимущества данной модели с ее принципом “подобное к подобному”.
  19. Относительно первопринципа процитируем Тютчева:

“Единство, – возгласил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью”.
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней”.

  1. Наша пенитенциарная система, а равно правительство никогда сами не пойдут на реформу, на дифференциацию-разделение по принципу “подобные к подобным”. Сотни отговорок во всех инстанциях обязательно найдутся. Сегодня около 40 % всех денег государства работают в теневом бизнесе, вращаемом преступными группировками; расход теневого бюджета: 50% – на подкуп государственных служащих, 25% – в обороте, 25% – за границу. Станет ли чиновный аппарат рубить золотую курицу, которая несет для него алмазные яйца? Если взятка стала частью дохода чиновников? Если сумма взятки достигает 30 млн. долларов[8]? И это не предел! Государство не владеет ситуацией, как вверху, так и по регионам. А “советникам” руководителей регионов подобного рода проекты ни к чему.

1998 г.


[1] Я реально тогда взял газету с программой на неделю, и переписал названия!

[2] 20 лет назад, но один в один.

[3] Теперь она стала просто исправительной, но и это слово неподходящее.

[4] среди нас «совершенные в добре», в ком нет зла, почти невозможность, но если они были бы и попали в ИТС, то содержались бы вместе со всеми остальными, без сомнения.

[5] Если судить о публикациях в прессе о преступлениях, творящих в тюрьме по воле тюремного начальства, к руководству многими учреждениями УФСИН пришли «совершенные во зле».

[6] Перечитывая, удивляюсь собственной наивности.

[7] Будучи знакомым с восточной философией, я являюсь категорическим противником смертной казни. Восток полагает бесконечность жизни, необходимость перевоплощений для несовершенных людей. Ведь земная жизнь – это прежде всего школа для людей, и судя по качеству усредненного человечества, нам еще далеко до выпускного класса. Личность приходит в жизнь полная влечений; они входят в полную силу в середине жизни и убывают в напряженности к ее концу. Люди, уходящие из жизни с сильными влечениями, обречены на несчастное существование в жизнях последующих, потому как к их обычному багажу тришны (вожделения) добавляется багаж дополнительный, неизжитый. Таких Восток метко окрестил «голодными духами», изображая их с большим животом, но узким горлом, потому что всегда стремятся к материальному счастью, отбирая его у других людей, но никогда не достигают его, как не может достичь сытости человек с бездонной бочкой вместо желудка. Пожизненное заключение вместо смертной казни было бы для «совершенных во зле» реальным милосердием.

[8] хо-хо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.