Социальная архитектура        18 мая 2023        391         0

Непальские записки. Небесная Дхарма

Продолжение публикации Непальских записок, начало здесь. Для удобства тех, кто уже знакомился с ними через чаты и мою страницу в ВК, я ставлю восклицательный знак против нового текста.

В поисках Храма

Наверно, нужно пояснить мотивацию столь странных закидонов. Одно могу утверждать, покрестившись на божничку — «входы» я не искал. А именно этим занимается обычно в Тибете наш брат-эзотерик. Идет он по тропе и надумывает себе фантазий с три короба: ща, постучится он, значит, в некий горный монастырь, а его там ламы прям по ауре распознают, с порога «третий глаз» откроют, по воздуху летать научат, а там и сама Шамбала отворит избраннику незримый ход между скал.

Мне достаточно уже лет, чтобы прокусить всю глупость искателей оккультных сил. На обладателей последних я и так насмотрелся — их дом дурдом, все они туда стучатся через 3-5 лет пранаям и кундалинь, испытания месмерических сил и других колдовских чар.

А мне ещё очень хочется побыть в здравом уме и памяти, чтоб до конца насладиться эпохою перемен. Удрать с нашей общей тонущей лодки и пропустить все веселье ради каких-то эфемеризмов?

По правде же, во мне не умирает мечта увидеть нашу страну в новом доселе неизвестном качестве, и приложить свои усилия для достижения этого. С другой стороны, представляется вполне достаточным погружение в философию Духа и природы… плюс семья, работа, долбаные куры…

Тогда все равно требуется исторический экскурс, дабы понять, что я забыл возле Аннапурны, а точнее, на перевале Торонг-Ла, финальной точке моего трека, на высоте 5416, где нет жизни и вечно дует холоднючий ветер, а еще можно свернуть шею или отхватить горную болезнь с печальными последствиями.

Древний дух великой земли, прилегавшей к Гималаям и давшей некогда одну из самых просвещенных цивилизаций – вот что манило и манит меня (и, полагаю, всех остальных гостей Непала, Тибета и Индии), грезящего чуть приоткрытым седым прошлым и мечтающего о более славном будущем.

Пока же между этими двумя грезами лежит страшное сегодня, с тельцом наживы вместо культа Истины, маниями разврата вместо маяков Духа, братоубийственными войнами вместо единой Семьи, где старшие пекутся о младших, а младшие слушают и почитают старших.

Эта яма, ближе ко дну которой мы оказались всем миром, возникла не вчера! Ее начали копать давным-давно, задолго не только до славянской государственности, но до или во времена цивилизаций, о которых мы имеем довольно смутные представления, вроде друидической, кипрской или финикийской.

Яму начали рыть здесь же, в Индии, что тысячи лет назад простиралась от Южно-Китайского моря едва ли не до Персидского залива. Небесная Дхарма[1] долгое время оставалась главной жизненной целью ее народов.

Ведические гимны, полностью понятные лишь Посвященным, доносили в понятных образах до мириадов людей, что мир вокруг лишь иллюзия, и тело не более инструмента души, а душа – инструмента Духа. Настоящее наше Пристанище сокрыто внутри каждого. И лишь невежество застилает вход в Святилище… невежество, да гекатомбы земной породы, нагроможденные им.

Но великая Шакти (Сила Эволюции), преобразовавшая камни в растения, растения в животных, а животных в людей, не собирается останавливаться: человек должен стать Духом, а Дух Богом. И лишь от человека зависит, насколько долгим будет этот путь.

На нем, убеждали Посвящённые, не цепляйтесь за богатство, не обольщайтесь и не удручайтесь никаким социальным статусом, не слишком привыкайте к родным и даже к своим детям – все это преходяще. Но используйте все возможности для укрепления Истины и Справедливости, старайтесь тратить заработанные трудом средства в том числе во благо нуждающихся, направляйте жизнь для наставления и облегчения других жизней – рано или поздно благие заслуги выведут вас на прямую дорогу к Реальности.

В те далекие времена Храмом были не здания, сколь угодно величественные, а союзы Людей, достигших Реальности. Храм же, как известно, делится на части открытую (публичную) и скрытую, доступную лишь для служителей культа. Так и Храм Индии делился на внешний культ, доступный всем людям, и Внутренний, столпами которого были Адепты («Достигшие (Реальности)», переплывшие реку Жизни и ступившие на «Тот Берег»), БрамАтма и его Философы-Брахманы – в общем, те, кто «не от мира сего».

Три высшие варны – брахманов (познающих Брахму), кшатриев (стражей (от) Брахмы) и вайшиев (организаторов (от) Брахмы) – объединяли интеллигенцию Индии, дышавшей одной грудью с простым народом, с варной шудр (и слово «шудра» не носило тогда ни единого презрительного оттенка! его этимология производится от санскритского «чистый», но о смыслах порассуждаем позднее). Эти варны не стонали под игом жрецов, самозванных служителей ими же придуманного «Бога», но каждая следовала своей миссии.

Кшатрии охраняли предел Храма и, внимая советам, бдили в своих царствах Закон и Справедливость. Они приветствовали у своего порога мальчиков, озаренных внутренним огнем и интересом. То были брахма-чарии, ученики (чарии) мудрецов и собственного тихого Гласа (Брахмы), лучшие из трех варн.

Брахмачарии, после обучения и посвящения в свою варну, жили в мире, средь обычного народа и проникались его соблазнами и даже суевериями. Там они не были защищены столь хорошо, как в молодости в ашрамах. Многие столетия земные желания копились и слой за слоем окутывали их души, как купола и статуи храмовых фетишей окружались позолотой и драгоценными камнями.

Постепенно тень от поднимающегося над городами Призрака земной услады, власти, славы и богатства становилась все длиннее и гуще. И вот в ней завелись обитатели подземного мрака, перебравшиеся из миров аталы, багровеющих под миром смертных. Они чувствовали искру всякого порока и умели ее раздуть.

Совершенство учеников не было столь явным, и ночные снайперы поймали незрелые души на свой прицел. Прошло немного столетий, и им удалось повязать учеников многими подлостями и путами, чтобы постепенно преобразовать один из их союзов в совсем другую корпорацию.

И тогда случился Переворот! Повинуясь подлому шепоту новых вдохновителей, бывшие брахмачарии повели неразумные толпы на твердыни своих учителей и преданных им правителей. Многие из них пали, другие поступились и согласились с новыми правилами, третьи стали шраманами, бродячими аскетами.

Второй переворот сменил варны на касты. Сейчас нам представляется, что это одно и тоже, но различие колоссально! Варна отражает этап развития человеческой души, предлагая каждому следовать врожденной (а не урожденной!) миссии.

Каста же проводит деление не по разуму и ценным качествам, а по социальному положению и факту рождения. Она захлопывает социальные лифты, обесценивает талант и собственные усилия!

Так один из союзов брахма-чариев, учеников, стал новой кастой брахманов, или Брахм-ачариев, «божественных учителей», провозгласивших свое происхождение от главы верховного Принципа Мира, Брахмы и заменивших настоящих Брахманов, Посвятителей и проводников на «Тот Берег». Кшатриям было позволено родиться от его рук, вайшиям от бедер, а шудры обрели свою родину на покрытых пылью подошвах ног вечного Странника по иллюзорным Мирам.

Небесная Дхарма не могла больше поддерживаться обессиленными правителями Индии, и лишь земные иллюзии богатства, тщетной славы и удовольствий стали цениться превыше всего, застлав Небесный Путь от взглядов множеств.

Дхарму заменили платные жреческие ритуалы, слова Мудрости – бессмысленные без Мудрости мантры. Справедливость покинула мир, и там, где раньше практиковалось Сопровождение, забота Старших о младших, утвердились снобизм и презрение. И Индия-мать стала мачехой…

Этот переворот стал калькой, по которой ниспровергались все островки Истины и Справедливости во всем оставшемся мире. Точно таким же образом во II веке этой чуждой и страшной эры епископы – можно сказать, завхозы, отвечавшие за быт и логистику – общин хрестиан, духовных путников, свергли Учителей и их Гнозис, образовав свою церковь, где они стали учителями, земными богами для христиан, неразумных заблудших в великих пустынях земной Иллюзии.

Чуть позже они завладели умами и волей правителей, и новая цивилизация, больше похожая на адскую, в чаде невежественной веры без Знаний, под лязг мечей и дым аутодафе захватила Европу.

Так наступило Средневековье, пещерное время силы и вероломства, забвения наук и искусств. И уж ближе к нашей славной эпохе в дружной семье Невежества и Эгоизма родились сначала атеизм, затем материализм, и уже не так давно семейка разродилась гомосексуализмом, феминизмом, сатанизмом и другими замечательными уродами.

И теперь лишь близ гор на несколько дней мы можем проникнуться древним духом, позабыв о воронках быта и скандалов, карьерном росте и денежных олимпах. А потом, вернувшись в блеск и нищету цивилизации, с удивлением думать – да что же такое нас тянет обратно, в спокойствие души и тихую необъяснимую радость у подножия снежных великанов?

Ну, не знаю, не знаю… пойду, попробую понять.

В начале пути в никуда

Что могу сказать про непальцев? Они лапки и зайки! В этом легко убедиться, посмотрев на их собак, которые сама няшность! Я не видел ни разу, чтобы их псы на кого-то гавкали, рычали, даже косо смотрели. Такое впечатление, что они первыми постигли наставления Будды, а люди уже потом.

(И все же они четко исполняют свою миссию-дхарму, за что и кормятся хозяевами – чтобы понять это, достаточно походить по деревне ночью, дабы поближе познакомиться с ее сторожами).

Скажете, причём здесь собаки? Очень даже причём!!! Собаки — опесотворение своих хозяев, с хвостом и на четырёх лапках.

фото Александры Зобовой

В моей деревне без палки лучше не ходить, в чате постоянные жалобы на то, что непривязанная псарня кусает детей — и фиолетово! А если вы поплотнее познакомьтесь с нашими жителям, то найдёте, что по характеру и повадкам они очень похожи на своих собак. Точнее, наоборот.

Однако, западные воспитатели уже работают над непальцами, и скоро ситуацию исправят, и лет через 10 по деревням так просто и легко будет не пройти, уж поверьте. Отчего я так думаю? Оттого, что реклама пива здесь висит на каждом углу, у лоджей горы бутылок, а сами непальцы, как наши нанайцы и ульчи, имеют слабый иммунитет перед огненной водой.

А разве не спаивание ведет к падению нравов и активности, росту болезней, ухудшению наследственности? Да, я видел пьяных, заряженных прям с утрелей. А в Катманду «продвинутую» молодёжь, соответственным образом раскованную, мальчиков-колокольчиков с мелированными челками, явно воспитываемых в духе толерантности…

Кстати, в 2001 году в монархическом Непале случился переворот и через небольшое время установилась «демократия». А демократия – уж кому это знать, как не нам? – всегда ристалище пороков.

Думаю, в Непале уже появились эффективные менеджеры, которые скоро подомнут под себя сельское хозяйство и туризм, деятельно возьмутся за отрицательную человеческую селекцию, увеличат расслоение, и все ради благосклонного взгляда из Лондона или Вашингтона и возможности иметь недвижимость и счет в Швейцарии… ой, да все мы это знаем. Единственное, что пока это отодвигает и смягчает, так это буферное расположение Непала между Китаем и Индией.

В общем, как говорил профессор Преображенский, пропал дом! Спешите съездить, скоро будет поздно.

Непальские дискомфорты

В Непале холодно даже в гостиницах Катманду, не говоря уже о горных гестхаузах (гостевых домах). Почему? Потому что нет отопления. В принципе. Вы не увидите на стенах батарей, тем более электрических обогревателей.

И если в долине Катманду температура зимой не опускается ниже +15 по Цельсию, то чем выше в горы, тем … толще одеяла. Ну, а как еще справляться с ночным холодом? Днем на солнце более-менее, а ночью только спальный мешок и сверху одеяло толщиной с матрац.

Электричества своего здесь пока мало, есть несколько маломощных ГЭС. Значит, электричество дорогое, вряд ли его пока можно пустить на обогрев. А леса нет, топить нечем.

В селах, тем более в горах, вообще тотальная аскеза – там нет даже печек. А какое село без печки-каменки, с дымоходом в три колена? Непальское, разумеется.

В горных лоджах ставят одну буржуйку в столовую, и вечером вокруг неё собирается весь странный люд. В железное прожорливое нутро кидают что попало, а если сучки и прочий хворост заканчиваются, то в ход идут кизяки, высушенный навоз коров и яков.

Попытку немного утеплить комнаты в лоджах я видел лишь раз, да и то тонким утеплителем, который у нас стелят под ламинат. Кое-где есть даже пластиковые раздвижные окна, но в одно стекло)))

В общем, все это грустно, потому что Непал хоть и трудолюбивая страна, но страшно нищая: примитивное сельское хозяйство и туризм — всё, больше ничего. Надо спасибо им огромное сказать за то, что уделяют много внимания популярным туристическим маршрутам, прокладывают худо-бедно дороги и даже тропы, защищают их от камнепадов.

У них, удивитесь, при внутренних беспорядках (страну колбасило с 90-х примерно по 2008 год, пока не успокоились маоисты) люди с оружием не трогали туристические микроавтобусы с зелёными номерами! Так что делают все, что в их малых силах, к туристу относятся на пределе доброжелательности. Зайки, в общем!

А вот с горячей водой прям беда. Все в нашей группе вроде поняли, что душ после трудового дня чаще всего приводит к простуде, а та в условиях высокогорья развивается бурно и может бог весть чем закончится. Но мыться, хоть раз в три дня, все равно надо.

Заселились в лодж – бегом на «мойку», пока есть солнце, греющее воду до состояния «почти теплой» через солнечные батареи. А если не досталось, то кое-где можно найти газовый душ.

Но это то еще приключение. Форточку закрыть нельзя, иначе гаснет факел в газовом котле (накопителей горячей воды нет, вода идет сразу от факела!). Можете себе представить, когда из форточки минус пять и мощный сквознячок, под душем плюс 35, и этот непальский квест заключается в том, чтобы, кое как помывшись, быстро обтереться на ветру и одеться на скорость? Короче, те, кто за комфорт, выбирайте для путешествий что угодно, только не Непал!

На деле все упирается опять же в бедность. Как-то заглянул в строительный магазинчик: цемент, краска и гвозди! Нет саморезов, электроинструмента, герметиков. Осматриваю сантехническую систему гостинице в Муктинате, небольшом городке возле перевала Торонг-Ла: в душевой соединения бегут, везде капает вода. Не видел ни одного крючка для одежды! Вешалку же прикрутить надо, а для этого нужны перфоратор, чопы, саморезы.

Повесили газовый котёл, а чтобы подвести воздух и вытяжку, опять подавай либо перфоратор, либо алмазную коронку под диаметр 100 и больше — где же им взять? А ещё нужен воздушный профиль.

В итоге, мыться можно только при открытой форточке. И закаляться одновременно) видимо, у них есть спецы, которые делают основную стройку, а дальше уже никто не парится и до ума ничего не доводит. Вот и капает вода, перемерзают каждую ночь трубы, сифонят раздвижные окна и т.д.

Ну, зато на улице всегда красиво!

К перевалу

Распорядок на треке довольно жёсткий. Обычно подъем в 6 утра (плюс минус), пол-часа на гигиену, потом завтрак, еще немного на сборы и выход. Дневной план – километров 15-17 и минимум с пол-километра набора высоты, если нет «радиалок».

Этим почти научным термином наш гид Кирилл именует день мучений, когда нам нужно подняться 1-1,3 км вверх (весело и с песнями, знамо дело) и настолько же спуститься, а в промежутке наверху будет приз в виде какого-нибудь не всегда фотогеничного озера. Но подъем необходим для акклиматизации перед перевалом, так что никто не ноет, все лезут в гору, на редких остановках хлебая горячий чай из термоса и хрустя печеньками.

Если же это дневной переход до следующего села, то посередке нас всегда ожидали пара часов отдыха и обед. В лодж, старый или новый, мы приходили примерно к 16, чтобы в оставшееся солнечное время успеть помыться, постираться (очень пыльные дороги и даже некоторые тропы), хоть немного отдохнуть и погреться под одеялом, затем поужинать, послушать наставления гида, поиграть в дурака или в шахматы … ну, и мой личный часик на корреспонденцию. Как-то так.

В первой же «радиалке» засбоил правый ботинок. Ничего, подумал я, все притрется и жизнь наладится. Каждое утро мне приходилось терпеть минут 15, пока вчерашний синяк перестанет беспокоить, но примерно на пятый день после обеда натертая косточка взвыла дурным голосом.

Кирилл проявил реальное благородство, предложив свои ботинки, примерно равные моим по размеру, сам же обещал перебраться в кроксы… ну да, по этим горам только в кроксах и прыгать. Нет, Кир, спасибо тебе огромное, но это мой косяк, мне и мучиться до упора.

Ведь была же умная мысль взять другие ботинки, разношенные, но придушила жаба: а какого черта ты покупал накануне поездки эти, аж за два с лишним червонца да на крутой непробиваемой платформе? Чтоб, не надев, привезти обратно? Не слушайте жабу, народ. И покупайте ботинки за пол-года до трека, чтобы за это время их разносить. Иначе они разносят ваши ноги.

Я вот сделал не так, и в итоге замаячила весьма неприятная перспектива не только не взойти на перевал, но и сойти с маршрута. Что довольно накладно в плане душевных сил, да и просто дорого: джип, что повезет обратно, влетит в копеечку, и проживание в гостинице не сказать чтобы сильно дешевое.

Переобувшись в свои сандалии для душа, я кое-как допрыгал до лоджа, с угрюмой решимостью спалить чертовы ботинки в тамошней буржуйке вместо кизяков. Но потом в голову пришла другая мысль.

Я внимательно рассмотрел ботинок и догадался, что проблема заключалась в плохо обработанном шве, который шел как раз в районе косточки. Был бы канцелярский нож с острым лезвием, можно было подрезать кожу, но такой инструмент здесь нонсенс. Если «кукри», боевой нож гуркхов, то пожалуйста!

Тогда я взял маникюрные ножницы и аккуратно выстриг круг внутри ботинка. Под кожей оказался мягкий уплотнитель. Немного выщипав его под форму злополучной кости, я остался доволен проделанной работой. Следующий день показал, что не напрасно. Дорога на перевал открылась вновь!

Белый киборг

Чем выше в горы, тем более деревянной становится голова. Тело привыкло к низинам, ему подавай кислород, без него мозг тупеет, но… не весь!

За серой подкоркой скрывается вовсе не животное бессознательное, прячущееся в глубине белого вещества. Сами подумайте, зачем нам 90% бездействующих нейронов со всеми многочисленными связями? Чтобы рефлексировать инстинктами? Мы и так превосходно умеем это делать.

Представьте, что в одной из стен вашей квартиры или дома есть потайная дверь, о которой все давным-давно позабыли. Но тот, кто ее откроет, узрит не земные бриллианты и горы золота, а, скажем, квантового киборга, созданного из ультра-тонкой разреженной материи, хранителя древнейших тайн. Слившись с ним, вы обретете не только знания, но и сверх-способности, некогда утраченные человечеством силы, раскачаете тело до любых мыслимых пределов, победите недругов, захватите все власть не Земле… губу обратно закатайте, пожалуйста)

В общем, «белый мозг» и есть этот киборг, да только с инструкцией к нему проблемы. Иногда он активизируется, но это всегда происходит при угнетении полноводных жизненных потоков, струящихся через наши души и тела. И вот горы-то, с их кислородным голоданием и аскетизмом, иной раз и иным людям совершенно кстати.

Да, обычное течение мысли здесь замедляется, но… не знаю как вы, а я замечал даже во время полета на самолете, как меня посещает одна идея за другой. «Серое вещество» тупит и не особенно рвется их разворачивать и ассимилировать, но если это удается, то темами для своих статей и даже проектов я оказываюсь обеспеченным надолго.

Горы тот же самолет, только пониже и без комфорта. Зато в них можно находиться подольше, постепенно акклиматизироваться и привыкать мыслить «белым мозгом».

И вот я, после трудного перехода, в одном из горных лоджей, забравшись под толстое одеяло, на границе полу-сна и яви заглядываю вглубь веков, в те времена, когда новая каста брахманов уже утвердилась в Индии, и почти не обращала внимания на шраманов, аскетов-одиночек, мало склонных к живому общению с простым народом и потому для них не опасных.

Самые великие времена посещали человечество на таинственных разломах вековой брони невежества и чувственности, стянувшей нашу общую Душу – тогда, когда сквозь щели вдруг проявлялся мистический Свет, бивший через того или другого Учителя и Пророка. И отлетала броня эгоизма кусками, и билось под ним сердце Героя, а на коже проступало тату внутреннего мира.

Один из таких славных эпизодов случился, когда на этих благословенных землях – как раз, где сейчас Непал – родился Тот, кому уготовано было дать контуры нового мира, а до этого попрать Иллюзию и достичь Реальности.

Если вы думаете, что это так легко сделать, то представьте, что вас, в возрасте, скажем, трех лет похитили из отчего дома и увезли… на мыс Горн! Вы очутились в мире, где еще не ведали о других материках и только учились пользоваться изобретением колеса. Вы потеряли семью, и скоро почти забыли ее. И лишь временами зов утерянной родины прорывался через новые тяжкие будни.

Теперь попробуйте представить, что нужно малолетнему ребенку, чтобы вернуться в родной дом!? Дойти до побережья? построить корабль? преодолеть Атлантику или Мировой океан? Пройти через Евразию с Запада или Востока, не зная языков ее народов? Найти свой дом среди других, свою семью среди множеств? Сколько шансов у него?

Так вот, добраться до Нирваны-Реальности, отсюда до Исходника, до Родины нашего Духа – это в тысячи тысяч раз сложнее!!! А добравшись, в неимоверное количество раз трудней отказаться от Дома, дабы вернуться в бесплодные земли, терзаемые холодными ветрами и ужасными штормами, чтобы дать школу Пути, с тропами (тропа Знания, Тропа Любви…) и их проводниками, натренировать и наставить таких же, оказавшихся в беде.

К концу земной жизни Будды вихары (школы и пристанища) бхикшу (учеников и проповедников, отказавшихся от земных манков, ставших нищими ради Богатства) возникли по всей Индии. Через два столетия в Индии возникла империя Маурьев, где буддизм стал государственной религией, его установки сблизились с законодательством, и Справедливость вновь явила лик. Очаги же далекого Дома появились на 2/3 цивилизованных земель.

В лице шрамана Готамы Будды древняя Традиция в очередной раз взяла верх и Путь, на котором каждый мог улучшить себя и мир, был снова открыт. К сожалению, кастовый строй, проросший стараниями его церберов-брахманов, не удалось вернуть в status quo, а лишь поколебать – хотя бы открытием социальных лифтов.

В общинах же бхикшу терялся и варновый статус. Там снимались все различия, и было неважно, шудра ты или кшатрий — вес имели только духовные достижения. Да, для брахманов это было светопредставлением — шудры теперь имели доступ к великим тайнам наравне с ними — немыслимо!! Для них, якобы созданных из уст Брамы, это была потеря лица. Возможно, поэтому они стали публично утверждать, что Мокша (индуистский аналог Нирваны) в принципе недостижима, тем самым отказав низкородным в Освобождении. И себе попутно тоже.

Тем не менее, когда 2 века спустя после времени Будды власть отступников была свергнута Маурьями, брахманам пришлось ретироваться в болота Южной Индии. Но не стоит думать, что они проглотили обиду. Их козни удавались то там, то здесь: погромы, убийства, торжество обрядности…

Мы вернемся в прошлое парою главок позже, а пока взойдем на 5000 метров – чем выше заберешься, тем дальше видно.

По каменным осыпям

«Радиалка» на озеро Тиличо нам была нужна для двух целей: завершить акклиматизацию и побывать на одном из самых высокогорных в мире водоемов с водой небесной синевы.

Мы шли самым популярным маршрутом из Мананга, и на тропе было местами тесно. Дорога пролегала через осыпи, что добавляло экстрима – нужно глядеть вверх, чтоб не зашибло каменюкой.

Пейзаж, конечно, марсианский, потому как безупречно ровные километровые осыпи оживляли толи природные, толи рукотворные скульптуры. Горная порода кое-где рыхлая, стоит ее ткнуть палкой, как от нее отваливаются куски и крошки. Работа эрозии и выветривания, двух китов нашей науки, видна невооружённым глазом, и множество останцов безусловно носят природный характер.

марсианские пейзажи на пути к Тиличо

Но были и такие «скульптуры», что вызывали большие вопросы, ибо природе сделать из скалы бублик скорей всего невозможно. Только здесь во весь рост встанут всякие наукообразные грамотеи и будут с пеной у рта доказывать, что тут поплавали их «киты».

Ладно эти осыпи, но когда мы видим, скажем, у нас под Нижнетамбовским столбы, под 80 метров высотой, явно сложенные из монолитов, а вокруг ни крошки разрушенной породы, то встаёшь в тупик перед научным упёрством, когда и результаты работы природы, и многочисленные явные рекорды древних цивилизаций сваливаются в одну кучу, и всем им прописывается одна и та же причина: эрозия и выветривание!

«Зеленка» в Гималаях примерно до 4000 метров, дальше начинается зона снегов – чем выше, тем глубже. И вот тропа идет по взбитому тысячами ног подтаявшему насту. Мы явно пожалели свои снежные цепи (они быстро тупятся), отчего три километра туда и обратно двигались как коровы по льду. Хорошо, что травмы никто не получил, а многие туристы из других групп то и дело приветствовали Тиличо ногами вверх. Но большинство-то, на зависть, были в цепях.

Ближе к озеру повстречал русских, немного пообщались. А потом познакомился с местной знаменитостью, русско-непальской девочкой Маргошкой. Ей лет 12, она очень мила, весьма любознательна и болтлива, по-детски любит эпатировать. Мама у нее русская, папа непалец, так что время от времени мама с дочей навещают родню. Маргошку знают все местные, и всегда рады покормить и дать кров. Марго и мама птички перелетные, только что из Пакистана, сегодня вот на Тиличо, и снова куда-то торопятся.

Озеро ветреное, сильно дует с перевала, и, если бы не закрытая каменная кофейня, на берегу никто бы не задерживался. А так, укрывшись за стеной, странный люд всех наций и мест проживания медитирует на Тиличо, фотографирует и судачит.

озеро Тиличо

У нас же в группе потери: Алексей остался болеть в Мананге, Марина в следующем по ходу лодже, засопливили Настя и Владислав, а Лукаша накрыло прям на озере – еле спустился благодаря жене Анечке. Так что на Торонг-ла выходим очень жидким составом.

Продолжение: Торонг-Ла


[1] Дхарма – многогранное понятие, и трактуется когда как учение, когда как путь или миссия (предназначение). Она выходит за пределы земного мира, точнее, входит в наши пределы, но источник Дхармы – неописуемый и невыразимый Беспредельный Принцип (единственная Реальность), причина всех миров и сознаний в Космосе. И человек (как мыслитель, а не как тело) может либо стремиться к Принципу, проходя многочисленные эволюционные стадии (Дхарма как Путь), либо выбирать материю, ее преходящие удовольствия и неизбежно следующие за удовольствиями страдания. На духовном Пути человек исполняет различные общественные миссии, диктуемые социумами, к которым он принадлежит, либо собственным Духом, и эволюционно растет (Дхарма как Миссия, исполнение предназначения как самореализация). Все учения, ведущие к одухотворению человека, к уменьшению в нем земных элементов (стремление к удовольствиям, жизнь за счет других, материальные желания и т.д.), проистекают из Дхармы как Учения, направляющего все существа к Принципу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.