Есть фильмы, которые западают с первого просмотра, хоть при этом нет в них ничего особого, что выделяло бы из линейки подобных: та же любовь-морковь, без которой не срастается ни одно земное действие, те же стрелялки и махалки, тот же человеческий мир… хотя нет, «Валериан» случился в космическом городе будущего.
Ладно, признаю – этот фильм Люка Бессона стоит особнячком. Хотя бы потому, что в нем не курят и даже почти не пьют! Мир там многоуровневый, даже иноматериальный – затейливый, одним словом.
Но это не главное. Средь многочисленных рас, населяющих этот город, есть одна выдающаяся – перлы, прибывшие в космоград тайком и проживавшие там на птичьих правах. Их лица были прекрасны, тела без жира и целлюлита, кожа светилась, и они явно владели магией. Увлеченно собирали в океане жемчужины, дававшие им энергию для жизни – на планете, которую они потеряли в прошлом (вместе почти со всей расой) от рук бездушных вояк-землян.
И тут первая зацепка: перлы сообщают о 6 миллионах погибших. Ничего цифра не напоминает? Конечно же, Холокост и ровно такое же число евреев, вроде как сгинувших в газенвагенах.
Тут я читаю нашего публициста (еврея, проживающего в Израиле, но тем не менее нашего) Шамира: мол, нонче такие времена, что если еврейской голливудской мафии добряков не набросаешь, особенно в пользу их «избранности», то денег на фильм не получишь. Так что Люк Бессон наверняка под перлами подразумевал евреев: умных и красивых, неравнодушных к драгоценностям.
Ой, мне, антисемиту, вот такое скажи… лучше бы Шамир таракана в суп кинул. Хорошо, что я его уже съел… фильм посмотрел, то есть. А потом еще раз посмотрел: не врет ли Шамир? И еще раз глянул… ну зацепило, говорю же!
И наконец до меня начало доходить… шея просто длинная. Если покороче, то с перлами что-то не так. Хоть они и гоняются весь фильм за ювелиркой, но не занимаются круче всех бизнесом, не пытаются на экране превзойти Брюса Ли, мастеров меча и стрелка из «Черной башни» (при том, что обычно представляют себя если не эйнштейнами, то бэтманами). Они не стараются всех победить и захватить мировую власть, то бишь исполнить еврейскую национальную мечту, и вообще одержимы желанием свалить ото всех подальше.
Если уж начистоту, то на наших «умных и красивых» больше похож командор, сгубивший перлову планету: фанатичен, жесток, готов уничтожить всех свидетелей, лишь бы не узнали о его злодеяниях. За что в конце концов получает по моське и отправляется под суд.
Если кто не обратил внимание, перлы те еще маги. И это зацепа номер два. Она-то и вывела меня совсем на иную дешифровку потаенного смысла от Люка Бессона — да простит меня Шамир.
Давно в палестинах имели бытие многочисленные, но при этом тайные секты: назареи, эссеи, терапевты, эбиониты, набатеи… Жили они отделено от других народов («назареи» в переводе «отделенные»), занимались самосовершенствованием, философией, изучением запретных оккультных наук и вообще считали себя «избранными» (один из переводов слова «израиль») и «сосудами» для воплощений Существ из куда более высоких и духовных миров, чем наша Земля. Они верили, что рано или поздно Карма («Господь» и «Бог» Библии) положит под управление Израиля все народы Земли. И наступит Золотой век Справедливости, Философии и Любви.
Вокруг той или иной секты всегда был небольшой заслон из местных народов: сирийцы, к примеру, или самаритяне. Племенам почти ничего не перепадало от знаний тех, кого они считали за воплощенных если не богов, то ангелов… так, крохи какие-то[1], но врачевать иной раз сектанты не отказывались, а одних за их искусство так и назвали терапевтами.
Некоторые общины магов отвергали секс и половое размножение. Огромные но мифические для нас знания позволяли им воплощаться среди буферных племен, откуда по достижении нужного возраста их забирали в свои общины «братья» и «сестры». Но иной раз они принимали искателей мудрости из других народов, в том числе европейских. А откуда было взяться тем же тамплиерам с их тайными знаниями – не из католических монастырей же?
Запланированное воплощение – это распространенная практика (тулку в Тибете, хубилганы в Монголии и «перерожденцы» других народов), недоступная любителям сексуальных утех и карьерного роста. Я не особо посмеиваюсь, всего лишь намекаю, что среднестатистический духовный уровень развития подавляющей массы человечества переводит то, что нам пока не под силу, в разряд фантастики. Порассуждать о которой вполне уместно при рецензировании фильма жанра фэнтази, не так ли?
И послала, значит, эссеям и назареям карма занозу в бок – «жестоковыйный» еврейский народ в качестве соседей. Видать, в качестве искупительной жертвы. Долгое время они жили бок о бок и не тужили, и «избранные» неоднократно, видимо, воплощались в этом племени. Во всяком случае, древние следы былой мудрости можно разглядеть в еврейских Писаниях и по сей день, равно как и упоминания о тех или иных великих пророках.
Но в V веке до н.э. евреям была навязана новая вера. Один из ее столпов был откровенно сперт у таинственных сектантов – «избранность» и запрет на смешение с земными народами. И теперь уже евреи стали верить, что рано или поздно они захватят власть если не во всей Галактике, то хотя бы по берегам Средиземного моря. А «землей Обетованной» они стали считать кусочек суши на его берегу, тогда как сектанты-маги называли так свою духовную родину, далеко за пределами пяти телесных чувств.
Вместе с верой новые еврейские жрецы привили бедолагам жуткую ненависть к своим врагам-магам, которая распространилась и на окружающие их племена. Так, самаритяне были вырезаны почти до единого, и если бы не римляне, снесшие Иудею с лица земли, неизвестно, что бы еще было.
Переломные события произошли во время правления Александра Януса («Двуликого»), когда царь однозначно взял сторону новых жрецов. Сначала была учинена расправа со всеми, кто держался назареев, потом досталось и «перлам» — были уничтожены многочисленные общины (гибель планеты Мюл), те самые «40 тысяч младенцев», что в Евангелиях превратились в еврейских детей. Младенцами маги называли своих неофитов, прошедших начальные посвящения.
Совсем иные существа стали планово и массово воплощаться в этом народе, что и было художественно обыграно через евангельскую историю с Иисусом и Анной да Каиафой.
Ну, вот в целом аллегорическое нутро «Валериана». В конце концов перлы улетают в космос, то бишь в свою «Обетованную землю», когда им на смену приходят лучшие из землян, способные выполнять ту же миссию , в тех же или других масштабах.
Ну, а командор остается, привязанный к сухому бесплодному дереву посредь выжженного пространства… тоже какая-то аллегория, видимо)
Надеюсь, денег Люку еще дадут…
PS: этот блестящий, яркий фильм был провален в прокате, как и «Джон Картер«. Какая неожиданность)))
[1] Прочтите в этом ключе притчу из Евангелия (Матф., гл. 15)