Социальная архитектура        25 ноября 2018        1313         0

Демографическая яма: как упали и как вылезти

Уникальная на сегодняшний сложилась ситуация, и мне пока еще не доводилось слышать внятное объяснение ее причин: Россия и США+Европа, находящиеся на разных полюсах материального благосостояния своих народов, имеют одинаковую тенденцию к вымиранию: и там и там уровень рождаемости составляет не более 3-4 детей на каждые 10 женщин репродуктивного возраста.

«Прогнозы весьма печальны, – пишет Патрик Бьюкенен в известном бестселлере «Смерть Запада». – В период с 2000 по 2050 год население земного шара возрастет на три с лишним миллиарда человек и составит свыше девяти миллиардов, однако это пятидесятипроцентное увеличение численности населения произойдет исключительно за счет стран Азии, Африки и Латинской Америки, а сто миллионов европейцев просто-напросто исчезнут с лица земли. В 1960 году люди европейского происхождения составляли четверть мирового населения; в 2000 году – уже одну шестую; к 2050 году они будут составлять всего лишь одну десятую. Такова печальная статистика исчезающей расы» (с. 25).

Прогнозы для России не менее печальны. Общеизвестно, что мы всё дальше откатывается от 150-миллионного порога, у которого были в начале перестройки. Причем до Урала живет не более 15 миллионов человек, и эта территория стоит на грани поглощения Китаем, который выстроил цепь мощных городов по Амуру и вполне, думается, готов к экспансии. Действительно, что еще может ожидать Дальний Восток, если только одно Приморье исчезает со скоростью 25 000 человек в год, пусть и не вполне по демографическим причинам?

Круг вопросов

В чем же проблема, объединяющая Россию и цивилизованный Запад? Может быть, это последствия «культурной революции», под ударом которой мы все находимся: свободная «любовь», распад семьи, агрессивная эмансипация?.. Или это некая болезнь, поразившая «белую расу»? Или же всё еще проще?

Несомненно, для того, чтобы семья завела ребенка, и не одного, нужна мотивация. Если ее нет, или она убивается, то хоть волком вой, хоть пособие утраивай, все едино. И эта мотивация, как видно, не питается единственно от материального благополучия, и потому заверение, что если народ будет жить зажиточнее, то и при детях, не совсем верное.

Россия переживала бумы рождаемости в эпоху первых (не сытых!) пятилеток, в послевоенное голодное время, и последний раз был небольшой всплеск в 1989-1991 годах, пока не подвели танки к Белому Дому. Франция бурно размножалась через несколько лет после поражения от Бисмарка и после Второй Мировой, Япония – после поражения от США, Китай пошел в рост вместе с властью Мао, побившего Гоминьдан… То есть всегда в этих случаях рождаемость поднималась после кровопускания или после разгрома, повлекших за собой разорение городов и удар по экономике, нищету основной массы народа.

Сегодня бурно прирастает населением Азия, особенно мусульманские страны, и это не всегда совпадает с военными событиями. Азиатский демографический взрыв вызывает повсеместное удивление: как же, ведь там полная перманентная нищета, причем она не стремится к умалению! Самой высокой рождаемостью отличались Иран при Хомейни (и это во время бойни с Ираком!) и Пакистан (поныне). Рождаемость же в европеизирующейся Турции до последнего времени падала с ростом подушевого и национального дохода.

Закон аналогии

Что здесь можно предположить, кроме иррациональных причин? Можно прибегнуть к философскому приему аналогии, который опирается на очевидный закон соответствий, выведенный незатейливой формулой восточной философии: как вверху, так и внизу. То есть одни и те же законы действуют в физической материи и в ментальных сферах, только в первом случае они управляют физическими категориями, а во втором – психо-ментальными.

Процесс умножения народа суть движение: от меньшего количества к большему. Значит, нам нужно проанализировать причины движения в материи, чтобы раскрыть тайну нашего вымирания.

Для примера можно взять электрический ток. Он представляет собой движение электронов, которое возникает в проводнике при наличии разности потенциалов. То есть на одном конце проводника должен быть меньший потенциал (заземление, нулевой потенциал – ноль, для простоты), а на другом больший (какое-либо напряжение), и чем разность потенциалов больше, тем сильнее будет ток. Если мы соберем простейшую схему (земля=ноль – проводник – источник напряжения – земля=ноль), по проводнику пойдет ток. Его сила будет прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению (закон Ома).

В человечестве появление детей вполне сравнимо с появлением электронов. Чем больше напряжение, тем больше электронов вырывается из кристаллической решетки проводника и вовлекается в движение; чем больше мотивация в том или ином народе, тем большее количество детей вырывается на свет из материнских утроб.

Теперь об источнике напряжения. В человечестве это суть некие манящие идеалы, с которыми связано человеческое счастье. В физическом плане человек счастлив при насыщении, т.е. при исчезновении телесного голода, материального недостатка. На этом плане, следовательно, «манками» могут быть материальные идеалы: богатство (сытость) и благоустроенность. Элементарно: предложите на Дальнем Востоке дешевые квартиры и работу с хорошей оплатой, и вы получите движение людей из других регионов. Кстати, теперь отчасти понятно, почему рождаемость резко увеличивается, как только заканчиваются военные действия и страны возвращаются к мирной жизни: очень большой разрыв между разрухой и манящим благополучием дает высокое напряжение при отсутствии сопротивления (военных действий), порождающее движение воспроизводства.

В ментальном плане – счастье возникает также при насыщении, т.е. когда человек получает давно искомое знание, или исполняется его желание; чем больше была тяга знания или желания, тем полнее ощущается насыщение. Здесь «манки»: честолюбие (обретение высокого социального положения) и жажда власти, обладание информацией и знанием (научным, политическим или экономическим), обладание красивым (или просто сексуальным) партнером. Скажем, с движением умов из России, где закрывались институты, на Запад, где были шикарные лаборатории и высокий доход ученых, мы столкнулись в начале перестройки.

Однако, есть еще и духовный план, и степень получения счастья на этом плане может превосходить степени счастья на уже рассмотренных планах. На этом плане человеком, общиной людей или даже целым народом и даже расой иногда завладевают довольно грандиозные желания, сутью которых является достижение некоего духовного статуса, личного (праведник, святой…) или общественного (народ-мессия), обеспечивающего, ко всему, блистательное посмертное состояние: рай вместо ада. И вот: идеал Мухаммеда, земного человека с земными пристрастиями, но тем не менее идеального (близкого к Идеалу), и задачи, поставленные Аллахом через Мухаммеда перед «верными» (мусульманами), вызвали мощнейшее многоаспектное движение в Азии. Для христиан это идеал Иисуса Христа, для философов – некая Высшая Субстанция, источник добра и знания, красоты и всех мыслимых и немыслимых совершенств.

Заметим, что пресыщение, достижение счастья всегда означают потерю движения. Потому пресыщение материальным благосостоянием и сексуальными утехами остановили движение на Западе. «Манки» там перестали действовать, и экономика с рождаемостью пошли на спад. В России это же применимо к экономической «элите», но на другом полюсе мы тоже видим полную социальную апатию, депрессию! Ведь «манок» благосостояния для основной части народа, особенно проживающего в деревне, с началом «шоковой терапии» был удален на недостижимую высоту путем повышения сопротивления (препоны в бизнесе, обман и воровство, коррупция, поддержка иностранных производителей в ущерб своим, обрушение социальных лифтов, трайбализм и т.д.). А сила тока (движения) уменьшается с увеличением сопротивления!

Символически, элита Запада и России находится в точке присоединения к источнику напряжения (наибольшего потенциала), народы же отброшены к «нулю». По идее, ток (демографический бум) должен возникнуть, но его нет, потому что чрезвычайно высокое и сопротивление.

Где же движение есть? К примеру, в Китае, стране с растущей экономикой и фактически уничтоженными административными препонами. Там «манок» благосостояния близок к народу, он поддерживается всей политикой государства, реальность приближения к нему очевидна на миллионах примеров, и что же мы наблюдаем? В России и США спад рождаемости, в Китае – титанические попытки ее удержать на предельно-допустимом уровне.

В Азии мы можем говорить в каждом случае конкретно по отношению к каждой стране. В начале Исламской революции в Иране были высоки как религиозный тонус масс, так и вера в повышение благосостояния, поэтому там был сильный всплеск рождаемости. Но со временем ассоциации улемов прибрали крупные предприятия к рукам, и «манок» благосостояния начал отодвигаться. Однако, вера в Аллаха, вера в особую миссию по сей день поддерживают там высокую рождаемость.

В Пакистане религиозные движения также сильны, и именно оттуда мы увидели исход талибов, поразивших всех религиозной нетерпимостью (обеспечивается сильной верой при минимуме знания). Уровень народного благосостояния там регулируется сверху, идет большая помощь населению через религиозные налоги (перераспределение богатства через закят завещано еще Мухаммедом). Потому мы видим даже превышение рождаемости в Пакистане над Ираном.

В бывших азиатских республиках религиозные движения зажимаемы пост-советскими элитами. Они же прибрали к рукам народное достояние, и отодвинули «манок» благосостояния от простого народа, одновременно наставив препон для свободного предпринимательства (как и в России, один к одному), потому там ранее были семьи в 7-10 человек, а сейчас не более 2, много 3 детей на семью.

Закон Ома для человеческого общества

Итак, схема довольно проста — см. рисунок. В «минусе» (нулевой, наименьший потенциал) располагаются нищета, депрессия, безверие, отчаяние. В «плюсе» (наибольший потенциал») располагаются материальные и интеллектуальные «манки», духовные Идеалы.

«Плюс» описывается только умозрительными категориями (богатство, знание, власть, духовность…), и потому непонятен основной народной массе. Народу нужен носитель идеала, который делает его для народа понятным и осязаемым. Это богатый и сытый человек, или сексуальная женщина, это властный политик, интеллектуальный гений или святой подвижник.

Если вернуться к теме электричества, то электроны, которые мы уподобляем людям, приводятся в действие некой более тонкой и мощной силой, суть которой науке по сей день неясна. Электроны представляются как бы одеянием электричества, как тело является одеянием для души. Настоящая причина электричества, некая тонкая сила-материя, разлитая по всему миру – скрыта, неощутима, пока не найдет для себя одеяние. Им могут быть электроны или ионы (поляризованные молекулы), которые есть во всяком веществе, но далеко не в достаточном количестве. В веществах, где много свободных электронов (железо, алюминий…), легко течет электрический ток (легко проявляется тонкая сила-материя, причина электричества). Там где их мало (раствор или диэлектрик), там требуется увеличить разность потенциалов, то есть усилить «плюс», чтобы вырвать из стабильных молекул электроны, или чтобы попросту разрушить молекулы, превратив их в разнозаряженные частицы. Электричество можно породить в любом веществе и почти при любых условиях. Мощь электрического «плюса» может быть настолько великой, что может разрушить любое тело на Земле, или во Вселенной, и саму Вселенную.

Впрочем, ближе к делу. Любой «плюс» является тонкой силой (чувственной, ментальной, духовной…), и увеличение потенциала может привести в движение соответствующее данной силе «одеяние». В нашем случае «одеяниями» являются различные аспекты человеческих душ (чувственный, ментальный, духовный…).

Довольно легко найти носителей чувственных идеалов. Всяк из нас готов быть сытым и богатым; не проблема найти готовых выступать секс-символами. Идеалы в сфере интеллектуальной встречаются не на каждом шагу. Хотя, на место академиков стремится ныне любой уважающий себя политик, тем более политик от науки – может быть, потому и падает доверие к науки из-за профанации высоких академических званий. Тем не менее, есть гении в девственно непорочном виде, как в науке, так и в любом из искусств. Именно на их примере мы познаем красоту и гармонию, видим силу знания.

Наконец, мы дошли до сфере духовной, описываемой различными добродетелями: мужество, кротость, самопожертвование, разумная вера, преданность… Возьмите любой духовный Идеал, вам известный: Будда и Иисус, Мухаммед и Моисей, Зороастр, Аполлоний Тианский, Платон, Плотин, Павел, Ориген… Первые из этого ряда ближе к Идеалу, потому Иисуса считают Богом, а Будду – Носителем-Аватаром высочайшего из доступного на Земле уровня Разума (в принципе, довольно близко по значению, если не вдаваться в философские абстракции), другие – дальше.

Как бы то ни было, мы бы не имели ни малейшего понятие об Идеале, о Боге, если бы не эти люди, в большей или меньшей степени сумевшие трансформировать через себя высочайшие духовные аспекты. Они породили религиозные движения.

Но даже не в этом их заслуга в нашем узком сегменте, а в том, что их школы, использующие истинные философские системы, по сей день дают возможность для появления мудрых людей, понимающих законы Мира и справедливости в частности, и способные низвести эти законы на земной уровень. Вспомните хотя бы о школах Пифагора в Италии и тысячелетней академии Платона, готовивших настоящих политиков, (а не софистов и приспособленцев, от которых сегодня нет продыха) – если б не они, то невежественные тираны, словоблуды и одураченные массы не оставили бы камня на камне от стабильных и временами процветавших государств и полисов.

Надо сказать, что, как и в случае с электронами, не люди являлись причинами религиозных движений, но некая духовная сила, от познания причин которой наука еще дальше, чем от познания причины электричества. Эта сила – Дух – проявилась через них, она поставила их на место Идеалов, оставшись сокрытой. Эта же сила делает из злых – добрых, из преступников – святых, из порочных – непорочных… Она проявляет себя в подвижниках и героях, просто в хороших людях, делающих добрые дела без тени эгоизма. Эта сила настолько незрима, что вряд ли кто даже из святых признался бы, что находится в «святом общении». Таким образом, идеалы любого уровня, порождающие движение, становятся понятными людям через их носителей.

Демографическое движение вроде бы является следствием банальных физических условий, как мы уже убедились: нищета вызывает желание двигаться к благосостоянию, а отсутствие препон делает это возможным, что создает оптимальную психологическую атмосферу: у людей появляется вера в будущее, желание идти в него, семьи испытывают желание быть счастливыми, что возможно для них только с детьми, а рождению детей ничего более не препятствует – и мы получаем демографический рост.

Но на самом-то деле вопрос глубже, потому что та же психологическая атмосфера есть производное умственного уровня, а все движение на умственном уровне чрезвычайно зависит от духовных проявлений: открытий в науке, вызывающих промышленные революции, вдохновляющих произведений искусства, социальной справедливости, которую в государстве способны установить только мудрые одухотворенные люди, которые чаще всего и приходят к власти после военных передряг, потому как софисты и прочие невежи не способны привести народы к процветанию – они приходят уже на готовое, и разрушают его.

Куда не кинь, везде клин

Теперь вернемся к изначальной проблеме: в России нет движения, ни экономического, ни демографического, потому что нет ни идеала (который бы все принимали за идеал), ни его носителей. Россия находится в «минусе»:

– без веры, потому что нет ее достойных святых носителей-подвижников, и потому потускнел, поблек Идеал, в отсутствии которого развились паразиты и изуверы, источившие и обрушившие справедливость в государстве;

– без патриотизма, ни лишь среди искусственно насаждаемых псевдопатриотических движений;

– без науки и мысли, потому что нет их видимых поклонников и поборников, не склоняющихся перед профанировавшим себя научным сообществом, и потому мы не видим революционных сдвигов в естествознании;

– вне реального производства, но лишь в сфере услуг и сырьевого рынка, потому что нет идеала успешного производителя, нет самих условий для его существования, которые бы облегчили экономический прорыв.

Мотивация и процесс деторождения интимны. Главное, они легко нарушаемы. Для партнеров достаточно неосторожного слова, чтобы влечение моментально улетучилось. Для мотивационного процесса достаточно нарушения любого уровня, чтобы в размерах целой страны образовалась демографическая яма.

После «кровопускания» невероятно усиливаются «плюсы» на всех уровнях:

– религиозный тонус масс, поддерживается он сверху и имеет своих носителей, или просто не встречает препятствий со стороны власть предержащих, видящих в полубессознательной религиозности народа могучую силу, способную рождать веру в общее дело и движение; – социальная справедливость как следствие правления мудрых людей;

– вера в страну, в свой народ, в своих вождей – патриотизм, как форма религии – вдохновляет миллионы;

– в науке на первые места выходят не ловцы ученых степеней и титулов, а реальные носители знания, и им создаются все условия для работы;

– производители получают «зеленый свет» и максимальные льготы (ни тебе сэсов, ни пожарных, ни налоговых над душою…).

Есть и другие аспекты, и все они создают Движение, рождающее мотивацию народа продолжать себя в мире.

Что ж, неужели нет иного способа, как это самое «кровопускание»? Неужели ради того, чтобы вылезти из ямы, нужно сорваться в пропасть? Возможно, и такой вызов готовит нам история. Однако, есть пути менее устрашающие. Однако, и менее вероятные.

Во власти ли правительства обуздать «сырьевиков» и дать дорогу производителям? Вряд ли, поскольку оно сформировано частично ими и из них. То, чего раньше все мы страшились – превратиться в сырьевой придаток, – сегодня в устах президента звучит как гордость: Россия – гарант энергетической безопасности! толи европейской, толи даже мировой. При этом мы в состоянии иметь энергоносители, электричество и тепло по иранским внутренним ценам, но получаем их от поставщиков на уровне почти европейских. Какое уж тут производство!

Возможно ли правительству изменить ситуацию в сфере науки? Думаю, нет, и по тем же самым причинам. Да и кто будет сейчас творить, когда мозги давно уже утекли и продолжают течь на Запад? А те, которые остаются в России, работают не на стратегических направлениях, а на прикладных, сиюминутных, обеспечивающих корпоративную прибыль. Креативщикам сейчас в науке нет места, кроме как в прислуге новых научных баронов или на отшибе: без ресурсов, без возможностей, под остракизмом.

Патриотизм? Он будет оголтелым и искусственным, как все, что бездушно насаждается сверху. Даже если завтра война. Она-то, собственно, давно уже идет, и главный враг для нашего народа не вовне, а внутри, и потери значительные: разруха, нищета, убыль населения, утрата военной мощи, разгром науки, агония сельского хозяйства и деревни, полу-смерть оборонки, потеря территорий…

Наконец, вера – она-то у нас одна и осталась: а вдруг, а если, а появится Человек, а наступят времена… Ну не в церковные же догматы верить! Да и поверили бы, коли нашлись бы носители не церковных позолот, а Духа! О Церкви-то какие нынче ужасы только не рассказывают: вроде как и алкоголем с табаком торгует, и производителям водки «на березовых бруньках» ордена на шею вешает… Недавно Моисеев, король голубых, начал гастроли по стране, и в какой-то губернии на него пастыри добрые ополчились, и не пустили. А хабаровский Марк что учудил: не царское, мол, это дело, на голубых внимание обращать! Ну да, с пороками еще воевать – и сатану-то с высот церковных не замечаем!

Нет худа без добра

Да, если свет и виден, то только в конце тоннеля. Однако же, нет худа без добра, совершенно точно. Люди, переборов в себе десятилетиями насаждаемую веру в то, что некто другой – государство, администрация, семья, богатый дядя – должен решать их проблемы, становятся самостоятельными. Одни преодолевают лень, другие – пьянство; они готовы бороться с нищетой и депрессией. И это главный козырь, на который сегодня можно ставить.

Мы имеем несколько успешных примеров – в Архангельской области (система ТОСов, поднятых сначала усилиями некоммерческой организации, затем поддержанных областной администрацией) и отдельно взятой казачьей Воскресеновке Оренбургской области (атаман с кнутом: кто тут пьет и не работает? …), в деревне «Семейный очаг» в Приморье (несколько семей на отдельном общинном поселении, порядка 50 приемных детей), ряде сел Приморского и Хабаровского краев (где-то люди совместно деревенский клуб отстроили, где-то всем миром провели в селе зимний водопровод, организовали кооперативы, товарищества и вышли на прибыль…), в селе Падовка Самарской области (наладили систему коллективного самообложения, и в складчину решают острые проблемы села), некоторых православных общинах. Что их все объединяет? То, что сделана ставка на коллективизм. Объединение людей, желающих менять ситуацию под себя, способно ее изменить.

На уровне городов поднять людей на что-то общее – нонреал, на уровне сел и деревень – вполне. Деревня суть малая община, пронизанная родственными связями, живущая на земле и желающая на ней работать. В ней проще всего создать коллектив, в чем мы, общественники, лично убедились, работая в своем крае и в Приморье. И этот коллектив может стать точкой роста в селе, вокруг которой начнутся оздоровительные процессы. Успех же нескольких коллективов способен вызвать цепную реакцию и искомое движение…

К сожалению, нам пока не удалось привлечь средства из региональных бюджетов, и мы работали на американские благотворительные деньги, но если бы это рано или поздно получилось, мы смогли бы создать не прецедент, а тенденцию, волну. Сегодня никто не верит, что чудесные 250-300-350 тысяч в материнские руки (через 3 (!) года после рождения ребенка, да и то вряд ли) способны изменить ситуацию; демографический всплеск в развивающейся деревне явление не чудесное, а закономерное. А что в деревне –не все ли равно, в какое более-менее чистое место пруда кидать камень – волны пойдут и вызовут движение повсюду.

Так что если кто-то вопиет – да чо ты там о проблемах ноешь, а выход где? – показываю: начать можно с деревни, но не стройками века, когда отгрохивают больницу в пять этажей, а потом вешаю ее отопление на нищий муниципальный бюджет, а реальной поддержкой социальных и хозяйственных инициатив проснувшихся от патерналистской спячки людей, привлекая в помощь здоровые общественные силы.

Я не имею знакомого пророка, который бы порвал в клочья безверие и отчаяние. Я, уж точно, не из рода Минина или Пожарского, которые были способны поднять знамя патриотизма. Но вполне могу доказать, что даже приближение «манка благосостояния» в виде реальной поддержки активных людей способно вызывать движение. Которое есть жизнь.

апрель, 2010

  Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.