Местные про-фургальские хомячки восславили очередное достижение «народного губернатора». Он, мол, сократил доплаты к пенсиям депутатам и получил экономию в районе 9 млн., и эти деньги направил на горячее питание школьников.
Ага, согласны))) Чуть ранее было совещание правительства, на котором рассматривался вопрос о горячем питании в школах, и г-н Фургал, узнав страшную правду о том, что детей кормят в зависимости от их обеспеченности, пришел в видимый неподдельный ужас. Действительно, кто-то из детей получает рожки с сосиской, а кто-то просто рожки с подливой. Для меня это известие, полученное на родительском собрании, было тоже шоковым.
Ну, не знаю, я в школе кушал 1 раз после третьего урока, как и все школьники. Иногда сдавал на общее питание, и тогда это отменяло необходимость ломиться в столовую в составе буйной толпы. Я был прожорлив и хитрожоп, а может и бессознательно занимал парту поближе к выходу, чтоб сразу после звонка лететь впереди всех, рискуя сломать шею или быть растоптанным об асфальт страшной толпой сзади.
Однако, общий обед несколько успевал остыть на столах, потому что его накрывали заранее. Да и в очереди можно было купить что-то другое из меню, а не то, что у всех на столах – по деньгам-то получалось примерно тоже самое, когда плюс, когда минус. Так что обычно был рубль на кармане, и питание обходилось от 80 копеек, остальные в копилку. Когда дома в холодильнике был невкусный борщ, который я терпеть ненавидел, то маманя позволяла мне отжираться в столовке после уроков, оплачивая обед отдельно. Сама-то она приходила домой в лучшем случае часа в 4 вечера, а то и зависала в школе весьма допоздна – директором этой школы была, однако. Тогда варить приходилось батьку, а он как раз был любителем борщей)))
Поэтому, лично я бы свел оба завтрака в кучу и кормил бы детей один раз, именно после третьего урока. Потому что дома дети почти все кушают бутерброд на завтрак, а мой так еще и кочевряжится, потому что ему предстоит после первого урока пойти и съесть завтрак, который ему не полезет, если он поест нормально дома из холодильника.
Но пока мне реформы делают не дают, поэтому давайте реально прикинем, сколько нужно денег для выравнивания питания в школах при двухразовом питании. Сделать это довольно трудно, потому что на упомянутом совещании министр озвучила далеко не все цифры.
Сегодня дотация со стороны краевого бюджета составляет 106 млн. рублей, и получают ее 32 тысячи учащихся по краю. На одного ученика приходится всего 16 рублей в южных районах края (включая Хабаровск), 26 рублей в северных (включая Комсомольск и Амурск). Число льготников растет от года к году.
9% детей вообще не получают горячее питание. Видимо, это школьники из Комсомольска и трех районов (Лазо, Ульчского и еще одного, неназванного министром). На этих территориях компенсации за питание из местных бюджетов вообще не производится – не на что.
71% детей питаются за родительские доплаты, их величина варьируется в зависимости от бюджетных дотаций в школы. Значит, число школьников, получающих в столовых только чай с булочкой (это все, на что хватает краевой доплаты) составляет порядка 20% от общего числа детей, что совпадает с данными от министра.
Вот этим детям и предложил губернатор изыскать возможность покрывать двухразовое питание из краевого бюджета, дабы все дети питались одинаково. Но если брать во внимание, что на 4 территориях нет компенсаций из местных бюджетов, то число нуждающихся в двухразовом горячем питании резко возрастет.
Хорошо, пока считаем на 20% школьников, кушающих булочку с чаем на утреннем завтраке. Всего школьников в крае порядка 130 тысяч, более точной цифры не нашел. Значит, это 20% – это 26 тысяч детей. Им нужна полная компенсация, что составит в пределах 120 рублей в день х 25 учебных дней х 9 месяцев. Это 720 миллионов в год.
Дальше продолжать считать? По мнению министерства образования на дотации потребуется несколько меньшая сумма в размере 106 млн. имеющихся плюс 232 млн. сверху, всего 338 млн. рублей – видимо, с учетом проплат из местных бюджетов.
Ну, теперь вы понимаете, какую часть на фоне потребностей составили 9 млн. рублей, срезанных по почину губернатора с пенсий Т. Мовчан и еще нескольких заслуженных старичков, ушедших на пенсию в звании депутатов краевой Думы? И что надо бы копать не в Думе вовсе, а в бюджетах аппарата губернатора, министерств и ведомств — там-то можно такие средства найти.
К сведению, краевое правительство тратит на себя порядка 11 млрд. рублей в год. Я не знаю, какой ценный продукт производится за эту сумму чиновниками, кроме ответов на запросы начальства и граждан, оформление справок и составление статистики.
Хотя… краевое правительство сейчас явно под угрозой дефолта, и я не знаю, протянет ли оно без займов до конца года? У губернатора сейчас проблем хватает и без школьных шоков от сегрегации детей по принципу обеспеченности родителей и нищеты местных бюджетов. Боль его притупилась от более сильных пинков, так что скорого решения проблемы не ждите.