Странно, но в России довольно мало кафе и тем более ресторанов индийской кухни. Возможно, их много в Москве или Спб, но у нас на Дальнем Востоке кот наплакал.
Во Владивостоке, правда, аж шесть ресторанов (в том числе) с индийской кухней (не знаю, как насчет шеф-поваров из Индии), а вот в Хабаровске было одно где-то на задворках, но и то недавно закрылось. Между тем, китайских, корейских и тем более японских заведений у нас хоть тапком бей, и никакие локдауны им не помеха.
В чем же дело? Индусы ли нам насолили или их кухня столь плоха? Может, она самобытна, как у коренных камчадалов, уважающих блюда из протухших тюленей?
Нет, нет и нет, пасаны. Я думаю, это потому, что поляну в свое время уж очень славно унавозили кришнаиты. Поскольку их ведическая вера (версии Прабхупады) была тесно замкнута на Индию, то понятно, все они были поголовно увлечены индийской кухней. Но как их религиозная система крайне далека от реальных Вед и Упанишад, так и кухня кришнаитов была вовсе не индийской. Пародией – да, но не настоящей кухней.
Дабы привлечь (и, разумеется, спасти от дальнейших перерождений в сансаре) новых прозелитов, они широко использовали бесплатные кормежки, или прасадам (прасад) по-ихнему. Названивая в свои колокольчики и напевая на все лады махамантру (несложную строчку «хари Кришна… хари Рама… хари-хари», одно прочтение которой по их убеждению сразу же гарантировало посмертный рай), кришнаиты раздавали сладкие колобки и кусочки тортиков, а иногда и устраивали бесплатные обеды для всех желающих.
Разумеется, следующим логическим шагом стало открытие кришнаитских кафе, гордо названных «кафе ведической кухни». Если до их посещения вы были уверены, что индийские блюда отличаются пряностью и остротой, то после вкушения хоть всего меню вы убедились бы в совершенно обратном. Я дегустировал несколько кушаний, и скажу, что каша из топора была бы поперченее самого острого блюда. В общем, пресно, невкусно и даже не красиво.
Но это еще пол-беды. Представьте себе, что вы сидите и мирно вкушаете какой-нибудь рис, приправленный кари, в углу стучит на барабанчике и подвывает бесконечную мантру чувак со следом простокваши на голове, за стойкой ему вторит официантка, а кругом деловито снуют лысые ребята с колтунами на затылке, и для них вы как бы не существуете! Собственно, это не кафе, и даже не антикафе, это хрен-знает-что – и тем не менее, за ваши деньги!
Надо ли говорить, что как коммерческие проекты такие кафе были обречены? И, как следствие, обречены все последующие проекты, так или иначе связанные с индийской кухней? И что должно пройти много времени, прежде чем люди подзабудут это форменное издевательство над неподготовленными (безусловно, ущербными, на взгляд кришнаитов) сознаниями, не понявшими изыск, рожденный в самой Криншалоке (ну, в раю, по нашему)))?
А еще обречены на китайские и японские блюда все те, кто действительно любит Индию, ее культуру, не чужд восточной философии – им попросту негде утолить свой гастрономический интерес. За что добрым последователям «Сознания Кришны» отдельное мое перченое спасибо.