Среди глубоководных рыб, никогда не достигавших поверхности моря, была рыба-гуру. Она говорила, что где-то там, в вышине, есть Источник существования и рыб, и моря, и всего в мире.
Тем, кто за гуру пытался чуть приподняться, скорей чувствовалось, чем виделось смутное теплое пятно чрез толщу вод. Но даже если, преодолев декомпрессию, кто-то из обитательниц глубин смог бы достичь поверхности и высунуться из воды… они бы ничего не увидели! Просто потому, что их глаза не приспособлены для созерцания Солнца.
Потому вначале Будда, добравшийся до Источника всего Сущего, на все вопросы показывал лишь пальцем в небо: мол, Нирвана свидетельствует сама за себя. Он считал, что никакие слова, рожденные в болотах земной иллюзии, не способны передать, что же есть Нирвана, и каждое из них, равно любая мысль и даже идея, выраженная ими, будут лишь обманом. Ибо ум человеческий (еще в меньшей степени мозг) не приспособлен, чтобы видеть Солнце Истины.
Ведантисты (адвайта) схоже характеризовали Абсолют: Не То, Не То… то есть, нельзя передать, чем является Абсолют, можно лишь сказать, чем не является… да ничем не является! И даже не пытайтесь.
Но я попытаюсь, хоть заранее обречен.
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья
Древние говорили: человек, познай себя – и познаешь Всё. Вот и начнем. Что есть человек, снизу вверх, от грубого к тонкому?
– тело
– личность
– индивидуальность
– Эго (наше «я», самосознание)
Стало быть, путь познания лежит от тела к Эго. Последнее, само по себе безразличное и бесполое, обретает качества только в соединении с телом, личностью и индивидуальностью.
Так, соединяясь с индивидуальностью, Эго творит и испытывает озарения, совершает подвиги и устанавливает справедливость, а соединяясь с личностью и телом, ощущает себя, скажем, Марьванной, теткой важной, умной и сексуальной, любящей покушать и намахнуть.
Начинаем с тела. Тело не кусок мрамора, цельности в нем нет. По крайней мере, мы можем выделить в нем:
– кости, мышцы, соединительную ткань и прочее, что в сухом остатке дают нам твердую субстанцию («камень»);
– кровь, лимфу, клеточную и межклеточную жидкость, и др, что может быть сведено к жидкой субстанции («вода»);
– кислород и другие газы в легких, крови, мышках, клетках, что может быть сведено к воздушной субстанции («воздух»);
– еще четыре вида субстанции, которые можно свести к «огню», «электричеству», «магнетизму» и «эфиру»[1].
Все эти субстанции появляются друг из друга (как туман из воздуха, вода из тумана и лед из воды) и проявляются друг через друга (электричество через проводник, магнетизм через электричество). Из них состоит любое тело на земле, и сама Земля, наша и другие планеты, звезды, вселенные.
Таким образом, все 3 (7) субстанций мы можем свести в одну основу, единый Принцип и назвать его образно «Землей» (кому удобно, может называть основу санскритским термином «Упадхи»). Итак, первый Принцип – «Земля», бескрайняя, бесконечная, мать всего физически живущего (проявленного).
Личность также неоднородна, коли в ней присутствуют ощущения, желания, волевые импульсы, мыслительная способность и еще много чего (о скандхах, в буддизме; если интересно, можно посмотреть эту статью).
Значит, те субстанции, что слагают личность, можно также проградуировать от самой плотной, хранящей память физических ощущений, до самой тонкой, регистрирующей полет ума. Наверняка их тоже 7, так как все в мире строится по одним законам, по аналогии.
Все личностные субстанции мы сведем к общему Принципу, и поскольку никаких капитальных исследований в этом направлении не проводилось, пойдем по пути восточной философии, и назовем умственный принцип «Астралом» (не пытайтесь соотнести с надписями на картинке с матрешками).
Индивидуальность слагают производные творческого гения. Индивидуальность всегда полярна земной личности, все скандхи которой пляшут от тела. Творческие импульсы человек получает от Духа, и, по справедливости, должен считать их божественными, противоположными земным, телесным.
Без неожиданностей мы делим духовные производные на 7 уровней «плотности», что дает разные степени духовности. И действительно, изобретатель первого уровня способен изобретать отдельные элементы (свеча зажигания для авто, допустим), второго – уже модули (машинный топливный модуль), третий системы (само авто)… ну, а Будда дал миру высшую философию, которая уже приводила и еще приведет к смене направления человеческого развития.
Осталось только свести духовные субстанции в общий Принцип, который назовем «Менталом».
Казалось бы, это наш потолок. Потому как в устройстве Эго, или нашего самосознания, нашего «я», мы почти ничего не смыслим. Но, поскольку все в мире сотворено по аналогиям, то сравним все человеческие «я» со звездами, свет которых тонет в темном покрове космоса.
Хотя, как тонет? … Да, «я» примитивных людей подобны «красным карликам», едва различимым в сильнейшие телескопы; «звездочки» большинства вроде нашего солнца; но есть и Гении, сияющие подобно квазарам, одиноким, редким и загадочным.
И снова мы сводим самосознание, оживляющее умы и Разумы, в единый Принцип, основу каждого Эго – Принцип «Духа».
Теперь, образно, сорвите темный покров иллюзии, отделяющей «я» от «я», а вместе с ним все личности и индивидуальности, и вы узрите единое море Света, мега-«Я», объединяющее всех людей, духов и богов в мире.
Бог в мягких тапочках
Осталось ли у вас желание называть Принцип «Духа» Иеговой, Вишну или Аллахом, представлять в виде дедушки с мечом и в домашних тапочках на облаке, или как женоподобного мужчину в расцвете лет с гирляндами цветов на шее?
Мега-«Я», вслед за Лейбницем, мы можем назвать Монадой, подразумевая моничность и единство высшего Упадхи – Монадой, которая дает рождение монадам всех живых существ[2].
Мега-«Я», Монада – единый принцип Познания, точней, единственный Познающий, собирающий жатву познания через отдельные монады, в том числе через человеческие. И потому монада каждого человека, его «я», есть единственный Познающий, хозяин тела и души.
И если бы мы хотели определить, что же есть человек, то пришли бы к собственному «я», в чистом виде. И это «я» есть Свет от Света, «я» от «Я» – и человек, и Бог, если Принцип вообще уместно называть Богом.
Теперь, надеюсь, понятно, отчего Будда отрицал богов и Бога, отчего Нирвану (слияние «я» и «Я», отождествление монады с Монадой) называл Реальностью, лежащей за пределом иллюзии; отчего не существует слов для описания Нирваны, ибо все они рождены в иллюзии.
В сухом остатке
Нирвана есть Ничто, потому что в ней нет ничего из иллюзии, и в то же время она Всё, ибо даже тень есть производная света. Нирвана подобна затуханию, потому что на чистом «Я» нет более колыхающихся одеяний.
Чистой монада входит в миры иллюзии, и чистой же выходит из них… но что-то с ней остается. Что же? Погружение «я» в познание было бы бессмысленным, если бы ничего не оставалось! Да оно не стоило бы и выеденного яйца! Пришел голым, ушел голым – в чем профит?
А он есть. Когда умирает тело, остается душа, а с ней все переживания, связанные с телом. Душа не забирает тело, но лишь телесные воспоминания… «нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет»!
Душа тож не вечна, и когда умрет, то Индивидуальность ассимилирует из нее те чувства, что были связаны лишь с Духом, отринув телесное. Собственно, поэтому мы и не помним свои прошлые жизни – все земное, связанное с телом, не выживает.
Наконец, на пороге Нирваны монада возьмет от Индивидуальности, как хорошо сказано Блаватской, не цветок, а лишь его аромат. Останется «я» и его тончайшее одеяние, Дхармакая в буддизме. Оно-то и обеспечивает сохранение индивидуализации, даже в отсутствии Индивидуальности.
Однако же, Будда достиг Нирваны… и вернулся! Значит, кроме Дхармакаи у него осталась Индивидуальность, а Индивидуальность могла действовать только через личность, а личность для нас непостижима без тела. Цепочка собралась на земле заново, а иначе не было бы буддизма.
Стало быть, все разговоры об аннигиляции, уничтожении, полном затухании, ничто и прочем – они просто беспредметны, поскольку предмет совсем не тот, каким его описывают.
Читаем распространенное суждение о Нирване: «Нирвана… истинное значение этого слова происходит от корня «нир» (санскр.) и означает угасание и затухание, а никак не исключительно экстаз, как думает большинство. Нирвана – это состояние, при котором человек перестает испытывать страдания, становится свободным от мирских привязанностей, желаний и потребностей. При этом само бытие человека не угасает, угасают только страсти».
Чел явно путает Нирвану с атараксией, как другие с небытием, прописывая для его достижения медитацию на пустоту. Гораздо лучше было бы признать, что рыбе пристало плавать в море, а не пялиться на солнце… пока карма не дарует ей совсем другую среду обитания, подходящее ей тело и соответствующие глаза.
Кстати, за Нирваной есть Пара-Нирвана, за «Мега-«Я» — «Не-Я»…
[1] Наука считает Субстанции (агрегатными) состояниями материи, и в качестве таковых видит всего три состояния: твердое, жидкое и газообразное, а огненное (плазму) под вопросом. Остальные Субстанции (электричество и магнетизм) считаются не Материей, а некими энергиями, или присущими Материи «движениями». Наконец, Эфир рассматривается наукой только в качестве гипотезы, и то теми представителями, кто не боится думать в отвязке от своих научных школ. Здесь я, придерживаясь теософии с ее логикой, в свете которой становятся более или менее понятными все религиозные системы, включая буддизм, считаю «энергии» Субстанциями, то есть более тонкими состояниями Материи, как саму Материю состоянием Духа.
[2] Да и то это будет неверно. Ведь монаду от монады отделяют их индивидуальности, а от монады от Монады индивидуализация, порождение познания, неповторимого опыта, которые обретаются в иллюзии и потому иллюзорны.