Философия, религия, наука        10 октября 2021        580         2

Ты и Вы

Мы уже давно привыкли обращаться друг к другу на «вы» и обосновываем это неким уважением к собеседнику. Однако, уважение отчего-то возникает еще до нашего знакомства или даже без знакомства, когда пишем, скажем, письма неизвестным людям. Мы разве их знали до обращения? Нет. Откуда же взяться  уважению? Так-то его заслужить надо…

С другой стороны, я знаю много хороших людей, с которыми в момент знакомства я был на «вы», а после совместной деятельности, разглядев в них замечательные черты и качества и реально зауважав их (видимо, взаимно) , мы стали обращаться друг к другу на «ты». Я не могу помыслить «вежливое» обращение к своим друзьям – только на «ты». Стало быть, чем больше уважения, тем больше на «ты»? И «вы» означает скорей отсутствие респекта, чем его наличие?

Требуя и сами применяя обращение на «вы», мы дистанцируемся друг от друга, намеренно подчеркивая когда самоценность, когда более высокое социальное положение себя и других, а когда даже пресекая хамство. Ведь «мы с вами на брудершафт не пили»…

Но кроме этого маленького парадокса, я хотел бы заметить еще одну интересную странность. Ведь «вы» означает множественное число… Стало быть, обращаясь на «вы», мы беседуем не с одним, а минимум с двумя субъектами сразу! Логичнее было бы «тыкать» – ведь собеседник один.

Есть и более странные моменты, когда вдруг мы сами начинаем говорить от некоего множества: мы так думаем, мы полагаем, мы уверены… но при этом в числе не увеличиваемся. Это на нас нападает мания важности? Как на царей русских, что именовали себя «Мы, Самодержец всея Великия, и Малыя, и Белыя…»?

У этих  парадоксов есть как минимум два объяснения. Одно вы сами можете найти в Сети, и в моем пересказе оно будет выглядеть так: сначала с ума сошли в Древнем Риме, возвеличивая без меры своих цезарей как воплощенных богов; потом эту чванскую манеру переняли в Византии и Риме, а оттуда высшие сословия в Средневековье, требуя к себе обращения на «вы» – все эти князья, графы да маркизы. Поскольку в России, начиная с Петра, копировали Европу, то «вы» стало обязательным, начиная с пятого чина известной Табели о рангах.

Но вот в Париже униженные и оскорбленные буржуа сказали: мы тоже не лаптем деланые, и требуем к себе уважения наравне с дворянами и попами! И случилась Французская революция, после которой даже нищие санкюлоты потребовали обращаться к себе не иначе как на «вы».

Эти веянья свободы вскоре распространились на весь мир и прогрессируют по наше время. Скоро уж и воспитатели в детсаде будут обращаться к деткам с должным уважением, снимая их с горшков и подтирая жопки – так требуют их «яжматери» и «яжотцы».

Второе объяснение с одной стороны как бы авторское, но я всего лишь обращу внимание на начало этой истории. Да, римляне считали своих императоров за воплощенных богов! Но при этом древние разделяли личность императора и бога: одно дело цезарь, другое – его бог! И тогда возникает два субъекта: цезарь (личность) и бог (индивидуальность), не так ли? Отсюда и берет исток обращение во множественном числе, на «вы».

Да и не на Капитолийском холме все это началось. Наверняка римляне позаимствовали свои идеи от этруссков, а те от каких-нибудь финикян, а те от киприотов, а те от последних атлантов… Это же весьма старая философия, населявшая Небеса богами, а землю их отражениями, человеками.

Нам, с привитым христианским мышлением, такие представления, возможно, не понять. Ведь мы, вслед за церковниками, а те вслед за иудеями, считаем, что есть лишь один Бог. Ну, там еще всякие архангелы да ангелы, типа слуги божьи…

Только древние философы Первоисточник Мира, откуда все исходит в начале времен и куда все возвращается в конце, не называли Богом. Потому что «Бог» означает субъекта, пусть и гораздо высшего, чем человек. А Первоисточник субъектом быть не может, но есть беспредельный и безвременный Принцип. Это как если за Богов принять деревья-субъекты, то земля, их породившая, будет для них Принципом, на деревья никак не похожим, по сравнению с которым все, что на земле находится, непринципиально.

Поэтому есть Первопринцип, и есть Субъекты (разумные самосознательные существа) разных величин, от высшей, порождающей галактики  и сверхгалактические системы, до последней, человеческой.

Бог в своем эссе есть Луч (монада) от Первопринципа, приодетый в Разум, что делает его Индивидуальностью. Но прежде чем монада станет Богом, ей нужно собрать опыт, и этот опыт сделает ее Разум неповторимым, индивидуальным, а ее саму Индивидуальностью.

И вот монада становится камнем (точнее, сутью камня), камень – растением, растение животным, а животное человеком. В человеческой форме вспыхивает монадическая искра, и теперь форма является самосознательной, называя себя «я». Она личность, но ее суть – становящаяся  Индивидуальность, Разумная монада.

Таким образом, в каждом человеке есть два Субъекта, а именно Индивидуальность и личность, Монада и форма, Разум и ум, Светоч и отражение, Отец и сын. Потому каждого человека можно называть на «вы», во множественном числе.

Другое дело, что не все люди чувствуют в себе Бога. Ведь абсолютно подавляющее большинство считает себя только формой (телом) и личностью (нет, даже Личностью!), и понятия не имеют о внутренней Сущности.

Более того, Сущность эта обычно малоопытна, и почти никак не проявляет себя. Ну, редко-редко, как мать, спасающая своей жертвой дитя, или боец, бросающийся на проклятый дот ради своих однополчан, то есть в пиковые моменты жизни, очень часто становящимися причиной смерти.

Но если человек осознает в себе своего Бога (Дух), от коего черпает «и торжество, и вдохновенье», то выходит, что он просыпается! становится философом, или творцом, или управителем, или мужественным, героем! То есть, приобретает божественные (духовные) качества и черты. А именно такие становятся предводителями народов, научными и художественными гениями, защитниками!

Первый в государстве, Монарх, сознающий себя Богом, видит и приближает подобных себе, и формирует элиту. Потому нет никакого парадокса в том, что Петр I называл себя «Мы», и требовал, чтобы к дворянам, заново сформированной элите, обращались на «вы».

Я не нахожу проблемы, когда белорусский Батька обращается к своим детям-белорусам на «ты», а они к нему на «вы» – однозначно, он имеет на это право. Но вот когда учителей в школах уже обязывают вести с учениками диалоги на «вы», то вряд ли это проявление культуры – скорей, невежества.

Хотя, чего требовать от нынешней «элиты») боги в них и в телескоп не наблюдаются, но уважения к себе распальцованные пасаны требуют. И я безусловно общаюсь с ними на «вы», подразумевая в собеседниках минимум два лица: одно человеческое, другое… но это совсем иной парадокс!

  Метки:
Обсуждение: 2 комментария
  1. Евгений:

    Монета на фото — копия современная. Таких монет не было в те времена.

    Ответить
  2. Сергей Плешаков:

    Вполне возможно. Я совершенно в этом ноль. Картинка с тырнета

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.