Политика и история        21 сентября 2019        1150         0

Пестики и ступка

«Мы здесь власть!», – вопит толпа на наших митингах. «Мы здесь власть, и мы выберем кого захочем», – кричали хабаровчане, и выбрали сначала Сергея Фургала, а потом полностью отдали управление краем депутатам от ЛДПР.


Наш добрый народ, видимо, никогда и не знал, что власть толпы, никем не объединенной, называется анархией, а если она кем-то худо-бедно объединена, то охлократией.


Последняя форма правления чутка получше анархии, но она суть последняя ступенька к ней. Именно на ней к власти приходят ужасные популисты вроде Жириновского, развращенного человека с совершенно расшатанной психикой, и

его спонсора и верного ученика Сергея Фургала. Похоже, эта замечательная парочка станет для Хабруйского края пестиком и ступкой, в которой будут истолчены последние остатки устойчивости.

Где-то я уже слышал это выражение, «между пестиком и ступкой»… сейчас покопаюсь в тырнете, поищу прототипов наших охлократических персонажей. А, вот они: древнегреческие херои Клеон и Брасид. Давайте немного отдадимся поучительной истории – а вдруг она научит нас хоть чему-нибудь.

***

Общеизвестно, что если своей философией Древняя Греция обязана Сократу и его ученику Платону, основателю тысячелетней (!!!) Академии, то своей разумной государственностью – Периклу, великому афинскому стратегу. Периклу удалось поставить каждое искусство на принадлежащее ему по праву место, и пироги при нем, образно, пек пирожник, а сапоги тачал сапожник.


Говоря языком великого Платона, он установил в Афинах самую что ни на есть Справедливость, и эта Матерь мироздания отплатила грекам и благоденствием, и славой в веках.


Стараниями Перикла в Элладе утвердилась аристократия, о которой писал древнегреческий поэт Евполид:

«В те времена у нас в стратеги избирались

Лишь те, кто всех могли затмить и родом и богатством,

Лишь представители домов отменных и высоких.

Мы им молились, как богам:

они и впрямь богами Ведь были!

При таких вождях спокойно жить могли мы».

(Демы, фрагмент 177, строки 4—7).

Однако, человек есть существо непостоянное, изменчивое, и уповать, что человеческое общество способно навсегда закрепиться на позициях Справедливости, по крайней мере, неразумно. И в самом лучшем обществе, чуть стоит только пошатнуться его лидеру, будь он хоть трижды Теодидактом («Богом-обученным»), сразу активизируются ребята с неизжитой гнильцой.

Так, Перикл, потеряв любимую Аспазию, впал в сумрачное состояние, чем сразу воспользовались вышеуказанные гнилухи. Один из них, изумительный балабол Клеон, положил начало конца великих Афин.

Клеон был собственником небольшой кожевенной мастерской, но по существу  — собственником хорошо подвешенного языка. Он стал изобретателем большого комплекса популистских мер, чем привлек на свою сторону вечно недовольный люд из той массы, которой сколько ни дай, а все мало.

«Аристотель утверждал, что Клеон развратил народ своей горячностью, первым стал «кричать на трибуне и ругаться перед народом» в отличие от благопристойной манеры других ораторов» (цитата с тырнета). Никого вам теперь Клеон не напоминает, вроде известного господина, некогда пообещавшего россиянам, что они помоют сапоги в Индийском океане?

Мало-помалу клеоновцы начали теснить аристократов. Еще до смерти Перикла им удалось хорошо подначить особо жадную часть народа, клерухов. Эти ребята пользовались плодами завоеваний Афин. Например, разгромит афинский флот какую-нить плохую колонию, продавшуюся Спарте или Коринфу, затем высылается на зачистку афинская «росгвардия» и «ОМОН», и вот освободившаяся собственность и особенно земельные участки отдаются афинским клерухам.

Поначалу эти ребята вроде как сами выезжали в разгромленные полисы и самостоятельно вели хозяйство, но потом стали запускать на поля местных земледельцев (нафига самим мотыжить, да?) и тупо брать с них ренту. Представляете, как выгодно? Вот здесь Клеон и даванул на гнилуху, здесь-то он и воспользовался ситуацией.

В общем, ведение войны стало дело прибыльным, и в этот водоворот плебс, ведомый Клеоном, умудрился затащить и Перикла, которому не оставалось ничего делать, как разработать стратегию войны со Спартой, вечным врагом Афин, теперь устремившихся к обширным завоеваниям.


Карма – штука злая и безжалостная, когда решит кого-то уничтожить. Видать, подходил уже к концу счастливый жребий Афин, и потому судьба отдала право на разрушение Древней Греции в руки популистов.


Клеон поклялся, что победит спартиат в одном локальном сражении, и ему был дан карт-бланш. Так и случилось, Клеону достался козырный туз, а толпа вскричала: мы здесь власть!

С клеоновой победой Афины уже бесповоротно встали на путь губительной для них войны. В Спарте войска возглавил талантливый Брасид, и изменчивая фемида отдала ему несколько звонких побед. Вот про этих двух ребят и высказался Аристофан, что были они пестиком и ступкой, в которой толкли Элладу. Оба пали в очередном бесславном сражении, но смерти их ничего не изменили в кармическом раскладе.

Совсем скоро, лет так через двадцать, Спарта успешно нахлобучила Афины и ненадолго стала госпожой Эллады. А потом пришла Македония и превратила древних греков в солдафонов.

При Александре Македонском сбылась их мечта о завоеваниях, вот только никакой радости и тем более богатства новые обширные войны никому из греков не принесли, но стали причиной скорого возвышения Рима.

***

Ребята дорогие, не слушайте популистов, чтобы они вам не обещали. Вы же знаете, какие обещания давал в свое время кремль, вроде половины населения в среднем классе, стотыщпяцот рабочих мест на ДВ и первую в мире экономику, и чем все это теперь закончилось? У нас за год число живущих за чертой бедности возросло на 2 миллиона,  и ужасные красные слова «аренда» давно укрепились на помещениях чуть дальше городских центров.


Эта всероссийская кремле-ступка породила столько пестиков и столько еще породит, что мама дорогая. Они придут в ваши уши и скажут, что они не едро-ведро, и щаз все исправят, а вы пойдете и отдадите им власть. Но на самом деле вы только позволите этим политическим актерам сыграть последний акт всероссийской драмы, предотвратить которую, полагаю, не в состоянии уже никто.


Правда, я надеюсь, что в финале вы наконец разочаруетесь окончательно и в «демократии», и в выборах, и в идее разделения уровней власти, и в самом капитализме – очень на это надеюсь. Ведь тогда уши ваши, заложенные ныне остервенением от порушенных обещаний, откроются, и вы будете способны услышать голос разума, издаваемый столь малым числом людей, что их просто не слышно в гвалте кремле-троллей и новых адептов популизма.

Они вам скажут, что катиться вниз, паразитируя на ближних и дальних, было легко, и теперь пора трудиться, самим работать ручками и ножками, а уж головой тем более. И лишь тогда медленно но верно страна наша реально начнет вставать с колен (без всяких козырных тузов), а народ наш обогащаться не столь материально, сколь правильно.

Там еще много можно наванговать, но времена эти еще пока слишком отдаленные, чтобы народ их мог увидеть неразвитым внутренним зрением и хоть как-то вдохновиться в верном направлении.

А пока да, «мы здесь власть»… ага, как же)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.