Философия, религия, наука        03 апреля 2019        1177         0

Еще раз о современном фэнтази

Эх, советские фантасты, где вы? Друг моего детства Беляев, собеседники юности Казанцев и Алексей Толстой, друзья молодости Кир Булычев, Стругацкие… тот же Булгаков, хоть его «Мастера и Маргариту» я и фантастикой-то не считал – миры осязаемые и вымышленные, видать, уж стали сливаться…

Взамен вознесенных Властелинов дум теперь у нас в фантастах какое-то безумное, совершенно идиотское стадо, бараны которого иной раз и пару слов в связное предложение оформить не могут. Я как-то попытался найти хоть одного разумного, с внятным словом и сюжетом, тыкая наугад красивые книжные обложки в электронных библиотеках, но сломался на первом десятке: не романы, а сплошь тупые стрелялки и порно-давалки.

Да, безусловно, есть мудрецы средь простаков, но отыскать их задача будет посложней, чем откопать жемчужину в навозе. И я прям вот все больше проникаюсь идеями цензуры: она ведь мало того что отсекала от выхода в тираж всякий сброд с пулей в голове, так еще и удерживала в нравственной чистоте тех же Властелинов, не давала их фантазии спикировать во тло. Не актуально, полагаете? А вот и нет. Именно последняя тенденция способна сотворить из подающего надежды фантаста настоящее убожество – сейчас продемонстрирую.

***

Лукьяненко со своими «Дозорами», надеюсь, всем знаком? Вот чем хорош этот автор, так сюжетными завязками –  ему бы трейлеры к фильмам с рейтингом ниже тройки сочинять… хотя, может, он это и делает на досуге. Ладно, завернул начало – ну, думаешь, на тему нарвался, ща почитаю. Дальше тоже вродь неплохо, но по ходу выясняется, что чудес-то не бывает, и все не так интересно, как представлялось вначале. А потом наступает концовка, и ты ждешь до последней страницы, даже абзаца, что щаз вылетит птичка… а там хрень дохлая.

Ну, как бы вам популярнее объяснить… вот летите вы в Тайланд отдохнуть, и представляете море, пальмы и тайских кому-чего, а по прилету вас проводят мимо отеля четыре звезды, ресторанов и шезлонгов и поселяют в лачуге без крыши, где льет дождь, бегают пауки и море грязное и холодное … весь отдых, кароч, медным тазом. Вот такое же впечатление от Лукьяненко.

И ладно бы эта тщета словить рыбку на безрыбье, есть и плохие новости. Если первые романы у него еще туда-сюда, но чем дальше, чем чудовей. В первых бестселлерах тло какое-то разовое, и ты быстро пропускаешь единичные эротические сцены, но теперь у нашего «корифея» не романы, а какое-то спермоизвержение, да не простое, а вот прям еврогейское: сначала там мужик с женщиной, потом женщины с женщинами, потом появляется полу-мужик-полу-робот, и модель у него заднеприводная, и там, кароч, такая свистопляска свальная начинаецца… чувак, мне думается, решил на сценариях к голливудским фильмам заработать, но явно перебрал. А ведь подавал надежды…

***

«Волкодава» смотрели? Фильм так себе, а первые книги Марии Семеновой просто на пятерочку. Я давно недоумевал, почему меня собаки не любят, а коты ластятся, и про феномены превращения людей в животных, и про влияние животных на людей, и про животные тотемы… много, кароч, интересного на эту тему, а тут Семенова такую работу для ума подкинула, да в детективно-героической упаковке!

Главный герой у нее из рода Серых Псов, попал по малолетству на рудники, натерпелся всего, чудом вырвался, и ходит по миру с мечом за плечами, зло обратно в клетки загоняет, а временами превращается в Пса, короля всея собачьих. И спутники у него не пустые, у каждого дар имеется, но не гротескный, а такой, что нет-нет, да в жизни среди людей встречается.

Вот только Мария наша, как это иной раз бывает, оказалась мастером одного романа. Книжки у нее потом пошли какие-то блеклые, и уж не сюжеты там, а восторженные истории про собак, охраняющих женщин. И делают это собаки все более чуднее, и в конце концов путем откусывания концов… Полагаю, обида у Марии Семеновой какая-то на мужиков, и потому приходится ее хвостатым героям как-то уж совсем специфически спасать мир.

Ну да ладно, хоть тщета тож налицо, но поясним ее женскими комплексами. Только история на Волкодаве не заканчивается. Не в силах сама дальше работать над избитой темой, Семенова передает ее огрызки некоему Павлу Молитвину. Ну, творческое содружество дело обычно хорошее; новый фантазер отодвигает в сторону хмурого Пса и устремляет взор на его спутников, у которых до встречи с воином был свой путь. И вот тут… здрасьте, поручик Ржевский!

Романы Семеновой можно по праву назвать пуританскими, суровость нравов там, подстраиваясь под Волкодава, всецело патриархально-матриархальная. И полной неожиданностью становится метода со-творника рисовать характеры персонажей через постельные сцены. Поначалу, как у Лукьяненко, они единичные, потом гуртом, потом косяком, потом уже под косяком, и черт-те-знает что! На середине второй книги меня почти вырвало, прям посредь сексуальной оргии мужчины и двух женщин, одна из них старая толстая негритянка, да под наркотой, и в подробностях … не, это уже выше моих нравственных сил: сюжет закончился, начались рассказы с порносайта. Такова была кончина еще одной надежды…

***

В предыдущих постах я доказывал, что фантасты способны видеть как прошлое, так и будущее, тем более, что картинки того и другого вполне схожи – история циклична. По большому счету, именно эти картинки я и ищу, подобно толи грибнику в пустом лесу, толи бомжу на свалке рухляди – а вдруг чо-нить ценное попадется? Поскольку настоящая литература от свалки ничем не отличается, да и весь мир скоро превратится в развалины, то последнее сравнение более правильное.

Хотя, надо современную фантастику и похвалить немного, потому как в чем-то она да выигрывает у советской соперницы. Та дышала нос в нос с материальной до последней гипотезы наукой, и миры ее были разве что сменой широт на земле: этот в пустыне, тот в море, третий в лесах… Люди ничем особо выдающимся не обладали, а ученые в своих исследованиях не уходили дальше искривления пространства и поиска анти-материи.

Современные фантазеры цензурой никак не ограничены, поэтому их круг зрения дожен быть чуток поширше… Ну так-то да, к законам физического мира теперь добавляет свой шарм ранее запретный оккультизм… да там просто по уши этого оккультизма, и герои не парятся уже научными поисками,  получая антиматерию с кучей сопутствующих чертей и призраков магическими мантрами. Но даже в ино-мирах ино-реальности иных звездных систем люди остаются верными себе, то есть недалекими: тот же склад ума, тот же эгоизм, та же тяга к сексу. А ты ждешь не только смены антуража, но и качественно новых людей будущего или прошлого! и совершенно необычных обществ! и построенных совсем на иных принципах государственных моделей… разфантазировался, да?

Ладно, необычные детали интерьера тож пойдут. Вы, кстати, знаете, что в гигантских корпорациях, позволяющих себе держать целые научные институты, ротами и батальонами ученых и программистов руководят… фантасты?! Да-да, это совершенно так. Ведь работа программиста с его программными заготовками или ученого со своим методом «научного тыка» в создании нового продукта вторична – первична его идея! Ведь сколько раз бывало, когда мы видим в голливудских фильмах какие-то девайсы, а через пять-десять лет они же появляются на прилавках магазинов? Так что, роль фантастов должным образом ценится, увы, только в мега-корпорациях… потому они и имеют весь мир в своем кармане.

Поэтому я, скрытый цезарь, грустящий, что к полтиннику еще не захватил мир, но не оставляющий надежд сделать это к обеду, до воспаления в глазах всматриваюсь в миры, созданные воображением бытовых провидцев.

И вот, тадам, нарываюсь у незнакомого мне лет десять назад Александра Бушкова на «Летающие острова»! О, первые книги о Свароге, «рыцаре из ниоткуда», а точней, о офицере из наших дней, провалившемся через время в иную цивилизацию на другой планете, завораживают! Люди там особо ничем не примечательны, и не более нашего испорчены, а вот окружающая обстановка прям просится на большой экран. Пожалуй, если бы мой любимец Кэмерон и красноярский фантазер подружились, «Аватар» бы стал более привлекательным, и парящие горы обрели бы разумных насельников, как это случилось в романах Бушкова, полных магии, странных животных и бесконечных интриг.

Ну так вот, герой с потерянными погонами освоился, тем более что новая родина на летающих манорах (вроде замков, только левитирующих) ларов (знати) Талара (планета Бушкова) этому более чем способствовала. (Эта картинка еще вернется в далеком будущем, когда люди овладеют сначала собой, потом материей, и высшие сообщества будут действительно способны парить над землей, направляя благим и должным эволюцию подчиненных им народов Земли). Сварог быстренько в гипнотическом сне всосал основы магии, вроде неуязвимости для пуль и способности сотворять сигареты и жрачку из воздуха, и вдруг кознями других ларов лишился только что обретенной воздушной отчизны, очутившись внизу, посредь лесов и хищников о разном количестве ног, а потом в самой гуще «нижних» людей, куда менее образованных, чем лары на островах.

Но армейская закалка и магические знания, плюс неизменная удача – и вот Сварог уже захватывает власть в одном  государстве, затем в другом… короны так и сыпятся на него. И тут начинается неслышная метаморфоза: чел осознает, что теперь он не сам по себе, а вроде отца в большой семье, о которой надо хоть немного заботиться. Растет как политик Сварог, растет с ним и Бушков, хотя неспокойный характер нового монарха почти не оставляет ему времени для управления. В итоге, государственная работа  ограничивается  расстановкой своих случайных спутников на кормежные посты, раздачей медалей и земель, а также бесконечным поиском и обезвреживанием внешних и внутренних врагов – до иной философии ни Сварог, ни его кукловод, видимо, пока не доросли. Кстати, о Боге ни слова (Сварог вместо него), зато есть непонятный, но продвинутый дьявол в десятке ипостасей, с коим венценосный и борется, как положено богу.

Я уж не помню, сколько книг о Свароге у Бушкова, но ближе к концу эпопеи (или к нашим дням, поскольку эпопею Бушков прерывать не собирается, ибо она приносит ему бабло из издательств) характер монарха начинает зловеще меняться. Из великодушного и отважного рыцаря он потихоньку превращается в свой антипод. Вот он сближается с ворьем и начинает бойко ботать по фене, потом оказывается еще хуже этого ворья, когда оставляет на погибель спасших его людей, и наконец…

(Кстати, забыл о постельных сценах – как кролик! со всеми встречными-поперечными бабами, чуть приблизившимися к нему по роли или положению в обществе! с согласия старых крольчих и даже, кажись, в их присутствии! при этом имея жену-императрицу ларов… и кухарку, и королеву, кароч. Временами, продираясь через дебри романов, мне казалось, что через мутно-прозрачные книжные листы прям вижу онанирующего Бушкова).

… и наконец, топит целую цивилизацию! да-да, большой народ людей маленького роста. Эти дюймовы и дюймовочки жили в пещерах под большой рекой, их общество было технически продвинутым, и когда на Таларе пахали на лошадях и лаптем аналог щей хлебали (лары не делились своими знаниями), лилипуты уже имели подводные лодки и воздушный флот. Хуже всего, что они как-то нашли способ вернуть себе нормальный рост, которым некогда до катаклизмов на Таларе обладали, и вот-вот собирались это сделать, выйдя из пещер. Сварог/Бушков понимал, что с новым техгнически подкованным народонаселением с помощью магического топора и пистолета ему не справиться… и он топит их всех в их же пещерах.

Кажется, дымка раскаяния окутала чело Сварога, но он быстро решил этот вопрос, побеседовав с другом-попом, с которого  можно героев в рясах из «Левиафана» копировать: ты, эта, владыка или хто? ты должен был же о детях своих заботиться! а они хто? у них же даже души нету! пустые они внутри и холодные! так что забей и залей… где твоя пивная кружка?

Во как! не сексом единым внутри помирает человек! Саня из Красноярска всех вышеописанных собратьев по части морального тла переплюнул. А я сидел, потрясенный , и думал: твою ж мать, с такими фантастами, с такой интеллигенцией нашей да никакого царя тьмы не надо, ибо превосходят они его кратно! И если надо мир в говно и мрак погрузить, то позовите лукьяненок и бушковых – они не подведут! и сделают все с творческим огнем, потом покаются, выжрут водки ведро и самооправдаются!

***

Что тут еще добавить? враг рода человеческого, как вы уже поняли, не имеет хвоста и копыт, но сидит в каждом из нас, склоняя то в одно дерьмо, то в другое. И нашей интеллигенции в этом страшном бою надо бы быть на переднем крае, а она обнимается с ним в иллюзорных снах, чмокая и брызгая во все стороны, и тупеет, тупеет… Надо ли приводить новые примеры деградации, или этих уже хватит?

Читайте современную литературу, лишь облачившись в надежный скафандр!

  Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.