В Писаниях северного буддизма есть истинная жемчужина философской мысли – Алмазная Сутра. Пожалуй, именно это Сутра содержит квинтэссенцию философии Востока: все вокруг – иллюзия, обман, не-Реальность… Доказательства? Их есть у меня.
Нас мучает один вопрос…
Иной раз, когда мы смотрим кинокартину, до такой степени увлекаемся ею, что забываем обо всем происходящем вокруг нас. После пиковых моментов кинодрамы можем поймать себя на том, что привстали с кресла, совершенно непроизвольно или даже с отрытым ртом; мы до такой степени увлеклись кинокартиной, что стали как бы действующим лицом. До этого мы четко знали, что происходящее на экране суть фантазия режиссера, тем не менее, иллюзия стала для нас настолько реальной, что заслонила собой все. Что же довело нас до принятия неприкрытого обмана? Два чувства, которым мы доверились: зрение и слух. Остальные чувства были в покое, и относительно информации от них, а также памяти, мы вернулись в исходное состояние.
Усложним пример — “Иллюзион”. Аттракционы устраиваются также по способу обмана чувств, и на чем большее их число они влияют, тем больше желающих за деньги обмануться. Там мы позволяем себя провести и даже желаем этого, но память, что есть действие в “Иллюзионе”, а есть настоящий мир, мы сохраняем, и она позволяет нам возвращаться в привычные измерения. Что вовлекает нас в обман, когда кажется, что летим в пропасть, находимся среди диких зверей? Опять-таки чувства.
А теперь подумайте, не может ли случиться такого, что все чувства изначала жизни нас обманывали? И обманывают? И то, что вы видите, не существует, то, что вы слышите, на самом деле совсем иное, и так далее. Все чувства лгут, и так было от рождения. Ваша память, напоминающая ощущения, целиком зависима от чувств, а значит, целиком построенная на ложных ощущениях, ничего истинного она не помнит. Следовательно, даже памяти не стоит доверять.
Ложки не существует
Углубитесь в самоанализ. Разумеется, Реальность должна где-то существовать, но где? Если мы действуем в мире, то делаем это через чувства; если переносимся в мысль, на некоторое время забывая о мире, то все равно мыслим относительно той информации, что предоставили нам чувства; если заглушаем мысль, то остается “я”, и оно как зеркало отражает любое движение ума. Заглянуть бы в зазеркалье, за “я”…
Мир бытия парадоксален; так как воспринимается через чувства, он не существует. Бытие иное. Допустите, что вы не тело, а невидимый оператор в мозгу тела-биоробота. Вы сидите в кресле, на вашей голове шлем с биодатчиками, регистрирующими импульсы мозга. Достаточно вам мысленно пожелать поднять руку огромной машины, которой вы управляете, и рука подымается, и тело вашего биоробота движется. Биодатчики в шлеме двух типов: снимающие информацию с мозга и передающие в мозг, отчего у вас в уме возникает картина мира, что видима через объективы робота, и также обстоит со слухом, осязанием и прочими чувствами.
Танкисты, прошедшие войну, говорят, что настолько сливались со своей машиной, что ощущали себя с ней, как единое целое, и это даже при грубых несовершенных рычагах управления. Перебои двигателя вызывали перебои сердца, и удары по броне воспринимались как по собственному телу. Ваш же биоробот вовсе не требует отвлекаться на физическое управление, но движим мыслью.
Теперь: вы настолько увлеклись жизнью машины, что совершенно позабыли о действительности. “Глаза” машины стали вашими глазами, ее “уши” – вашими ушами. Ме жжет, у вас есть собственное бытие, но живете теперь как биоробот, и ощущаете себя машиной, в мире машин. Причем до такой степени, что пытаясь сейчас вернуться сознанием внутрь, к своему естеству, вы не можете этого сделать, ибо забыли, как это естество ощущается. Все! Вы – машина, живете ее жизнью, исполняете “машинные” запросы, существуете среди машин, владельцы которых такие же неведающие операторы. Но на самом деле вы – Точка в мозгу, пульсирующее и бесстрастное “я”, упавшее вниманием в этот мир и позабывшее, что некогда жило истинной жизнью, но теперь – в иллюзиях земного бытия.
Вы будете настаивать на аутентичности своих мыслей? Хе-хе. Вот Вы находитесь в своем доме, но мыслями с человеком, которого любите, с которым всегда хотели бы быть рядом. Вполне может быть статься, что Вы человек чувствительный, и Ваша мысль найдет этого человека, и Вы увидите его как бы наяву. Хотя, если в дело вмешается рассудок – этого не может быть… это галлюцинация… мне показалось… – то видение пропадет и тут же покажется иллюзорным. Но все же пусть рассудок уснул, и вы видите любимого человека, и не находите в том ничего удивительного. Как безмолвный наблюдатель, следите вы за его мыслями, чувствами и жизнью, позабыв о собственных, но вот как щепка в водовороте вы увлекаетесь ими, и даже вроде как сливаетесь сознанием со своим любимым – и стали двое, как едина плоть…
Но вдруг просыпается рассудок, и как всем поднадоевший тиран, выпучив глаза, восклицает: “Что это такое?” Вы бросаетесь в свою жизнь, подобно провинившемуся, а этот унылый педант начинает вам доказывать, что ничего не было, что спал не он, а вы, и т.д. Он мастер на это, умелый и убедительный софист. Тем не менее при детальном разборе ощущений можно убедиться, что между своими чувствами и мыслями и чужими принципиальной разницы не существует, и если рассудок вас убедит, что те ощущения ложные, вы можете ошарашить его выводом, что ложны и ваши собственные.
Не то ли самое мы испытываем во сне, когда делаемся участниками какой-либо трагедии. Сны, конечно, бывают разные; есть такие, когда память, набравшись дневных ощущений и мыслей, начинает играть ими, бесконтрольно слагая так и эдак в бессмыслицу, но есть сны удивительно четкие, увидев которые раньше, да и сейчас, бежали к ворожеям или искали сонник. Испытываемое во сне бывает настолько реально, что проснувшись в поту и ознобе, с великим облегчение думаете: “Слава Богу, что не наяву!” А не возникала ли у вас мысль (наверняка возникала!), что вся ваша жизнь есть сплошной сон? Ну да, Матрица…
Матрица повсюду
Этот фильм в определенной мере паразитирует на философии Востока, которая изобилует фрагментами, подобными следующему. Кришна шел по пустыне со своим учеником. Последний вопросил: “Учитель, что есть иллюзия?” Кришна ничего не ответил, но попросил ученика принести ему воды. Ученик бросился в поисках жилья, и скоро нашел деревню. За оградой он увидел девушку, чья красота заставила его позабыть обо всем. Отец согласился выдать девушку за него замуж при условии, если он отработает в доме отца какое-то время. Когда договор был исполнен, девушка стала женой ученика, нарожала детей, и они вместе ухаживали за хозяйством. Но вот на селение обрушились дожди, река вышла из берегов и наводнение смыло жилища. Человек потерял свой дом, затем на его глазах перевернулся плот с женой и детьми, и они погибли, и он был бессилен их спасти… Его же стихия выбросила на берег. В громких рыданиях безутешный муж и отец бился на земле, но вдруг услышал голос Кришны: “Прошло целых полчаса, а ты так и не принес мне воды”…
Правда, наглядный урок иллюзии? Вот и думается нам: а если бы все вокруг было бы сном! Когда-нибудь мы проснемся в жизнь истинную, где не будет горя и страданий, но при всем этом мы будем обладать знанием добра и зла, мужества, красоты, справедливости, творческими дарами – чем не творящие боги? Хорошо, если так и будет, а перенесенные страдания забудутся, как дурной сон!
Конечно, сонная «реальность» ненамного реальнее этой жизни, она также основана на чувствах, на формах и образах, а чувства, как мы предположили, могут вводить в заблуждение, если не более. Они крайне ненадежные советчики. Сегодня, скажем, Вам холодно, а завтра, выйдя при такой же температуре на улицу, но будучи в радостном приподнятом настроении, Вы мороза не почувствуете. Сейчас Вы голодны, но взяв в руки интересную книгу, забываете о голоде. Тем не менее – разве произошли какие-то изменения? Разве стало теплее, когда Вы, радостный, не чувствуете холода? Разве желудок получил что-нибудь для него существенное, когда Вы позабылись с книгой?
Если нужно замерить напряжение, Вы воспользуетесь точным прибором, но не таким, который сегодня указывает на ноль, а завтра шкалит. Вот только в жизни мы всегда доверяем почему-то изменчивым чувствам, а если кто пытается нас усомнить, не мы ли восклицаем: “Да я своими глазами!.. своими ушами!… да за кого Вы меня…”? Забавно.
Миллиарды людей живут полноценной жизнью… во сне
Еще забавнее то, что в нашем мире существует какое угодно количество доказательств иллюзорности чувств и бытия. Вот – гипнотизер! Он может внушить человеку все, что пожелает, любые ощущения и образы. Он внушает: ты пианист! и внушаемый с торжественной миной исполняет в воздухе увертюры. Или, почуяв прилив силы, гипнотизер устремляет ее в зал: спите! И почти все, за редким исключением столь же ментально сильных, засыпают, а затем собирают виноград, забираются от воды, якобы льющейся по полу, с ногами в кресло, лежат в истоме, как на берегу моря… И те, невосприимчивые, удивляются на глупый люд. Следовательно, все можно внушить, и внушенное принимается за реальное.
Впрочем, гипнозу поддается каждый смертный, что бы он о себе не думал. Запад – только пыль от Востока. Вот как описывается рядовой сеанс массового гипноза монах Ибн Батута, процитированный в “Разоблаченной Изиде” Е.П. Блаватской:
“Этот арабский путешественник присутствовал при большом приеме при дворе вице-короля Хамсы. “В тот вечер появился фокусник, один из рабов вице-короля, и эмир приказал ему: “Покажи нам некоторые из своих чудес”. После этого он взял деревянный шар, в котором было несколько отверстий, в отверстия были продеты длинные ремни. Ухватив один из них, фокусник швырнул шар в воздух. Шар поднялся так высоко, что исчез из виду… (Мы находились в середине дворцового двора). Только маленький кончик одного ремня еще оставался в руках фокусника, он передал его мальчику, своему помощнику, и велел ему взбираться по этому ремню вверх. Мальчик стал лезть по этому ремню вверх и тоже скоро исчез из виду. Тогда фокусник три раза позвал его и, не получив ответа, схватил нож и, как бы рассердившись, в страшной ярости тоже полез вверх и, в свою очередь, тоже исчез из виду. Одно за другим он сбросил оттуда вниз: руку мальчика, затем одну ногу, вторую руку и вторую ногу, затем туловище и, наконец, голову мальчика. Затем, отдуваясь и тяжело дыша, слез сам фокусник в окровавленной одежде, поцеловал землю перед эмиром и что-то сказал ему по-китайски. В ответ на это эмир отдал какое-то приказание, и наш друг взял конечности мальчика, приложил их к соответствующим местам туловища и пнул их ногой, и тут, снова! Перед нами оказался живой мальчик! Всех это крайне меня поразило, у меня начался приступ сердцебиения, какой я до этого испытал уже один раз в присутствии султана Индии, когда он мне оказал нечто подобное этому…” (т. 1).
Вот так – и не надо вводить в сон, делать пассы – все происходит наяву, но как в дурном сне. Вы видите то, чего не может быть – это ясно как божий день. Одновременно ничего из существовавшего не исчезает из сознания: ни окружающие люди, ни деревья, ни другие предметы, и в то же время посреди действительности – дикая неправдоподобность! Которая самым наглядным образом показывает, что “истинные” ощущения и “ложные” суть одно и то же, и отличаются только условными именами. Что истинные мы можем с успехом назвать ложными. Что тот, кто познал, что есть чувства, может манипулировать ими как пожелает и всячески издеваться, подобно булгаковскому Коту, над рассудочными скептиками.
Надеюсь, теперь про любое свое чувство Вы можете сказать, что оно ложно, и я говорю: если над залом стоит гипнотизер, внушающий любые ложные ощущения и видения, то над человечеством…
Случалось вам любоваться Матрицей? Ее гениальностью?
Конечно, было бы не по-философски предполагать, что этот мощный Гипнотизер внушает каждое наше ощущение – нет! Он как бы создает определенные гипнотические уровни, фоны…
человеческое сознание
животное сознание
растительное сознание
минеральное сознание
На каждом уровне возникают определенные ощущения, и человеческий уровень — это полдень чувственной жизни. Но если для собаки ощущения идут впереди ее воли, то люди если не умеют, то в конце концов должны научиться поставить чувства под контроль воли и разума. Да, мы пока им доверяемся, можем увлекаться, но можем и размышлять о их природе и учиться себя сдерживать, побеждать страсти, голод, ненависть, злость и прочее, чтобы превзойти свою чувственную природу и стать выше.
Сейчас чувства вызывают ощущения, те – мысли, те – вожделение, те – действия, и мы, вращаясь в кругу иллюзий, постигаем, что есть истина и ложь, добро и зло, черное и белое. Для того и существует гипнотический, если его так можно назвать, уровень человеческого сознания, который, кстати, очень пространен, от идиота до гения.
Собрав познания с него и победив мир чувств, мы перейдем на более высокий уровень, если, конечно, изберем Реальность, а не иллюзию, прежний же займет новое человечество, для которого мы, невидимые, будем химерой.
Что есть реальность?
Рано или поздно нам придется напрячь все духовные силы и выбрать – обман чувств или торжество мысли, наслаждение иллюзиями или движение к Реальности через самопознание. Наш ум привязан к чувствам, но уходя в себя, в мысль, он о них забывает. Ум, если попытается разгадать Реальность, в силах со временем это сделать, но лишь тогда, когда не увлечен чувствами. Они – как яркий свет костра, из-за которого не видно тонкого сумеречного света…
Свет, исходящий из “я”, намагничивает ощущения и мысли, которые «я» индуцирует (свои) или с которыми контактирует (чужие, которые воспринимаются как свои). Магнитное имеет свойство притягиваться, и «я» постепенно окружается сначала тонкой оболочкой мысли, затем более плотной завесой чувств, вокруг которых ткется броня тела – приехали.
Однако, когда “я” отвергает чувственные удовольствия, контролирует свои чувства, то они, отдав свой магнетизм, становятся безвредными. Ум же начинает со временем фиксировать тонкие ощущения и открывает тонкие чувства: вместо зрения – ясновидение, вместо слуха – яснослышание… Усиливается интуиция, человек становится утонченным, он противится грубому и стремится к совершенному, острее ощущает гармонию и дисгармонию.
Так, понемногу угашая огонь чувств, мы можем открывать незримый доселе мир. Потому все монахи – настоящие монахи, со знанием – и вообще восточные философы устанавливают самодисциплину и дают поначалу множество обетов, все для того, чтобы уменьшить силу желаний и притяжение чувств. Дисциплина духовная становится для них крыльями в мир лучший, где открывается смысл явлений и суть вещей, где меньше иллюзий и больше Реальности. Оттого анархичные и слабовольные люди никогда не становились ни утонченными философами, ни по-настоящему ясновидцами и мудрыми людьми.
Дверь в Исходник
И все же, что есть Реальность, которая как невидимое присутствие стоит за этими размышлениями? Понятно, с чувствами она никак не связана. Потому все, что бы мы не вообразили и не представили, как бы не изощряли свою фантазию, а равно все, что бы не вообразило и не представило человечество в целом – в Реальности этого нет! Реальность выше любого размышления о ней, богаче самой дивной фантазии, которые только тени, жалкие тени по сравнению с яростью солнца.
Одна беда нас стережет – мы не в силах пока отделить себя от чувств (впрочем, многие ли пытались это сделать?), от тела, забыть о мире, потому природа Реального нам не открывается. Но она постепенно может быть постигнута в своих отблесках, что вызывают у мыслителей озарения – в идеях, во вспышках озаренных мыслей, но только не в теле!
Истинный философ стремится прочь от тела (он не отдает ему такового культового внимания, как это делают все заботящиеся о себе, не обращает на него первостепенной свободы; не подумайте, что я призываю всех стать Симеонами-столпниками и идти на глупые подвиги самоистязания в пустыню), из темницы чувств.
У Даниила Андреева, замечательного ясновидца нашего века, чью “Роза Мира” всем рекомендую прочитать, есть стихи:
Ты заточен. Молчи. Неумолимый рок
Тебя не первого втолкнул в сырой отрог.
Дверь замурована. Но под покровом тьмы
Нащупай лестницу – не вне, но вглубь тюрьмы.
Сквозь толщу мокрых стен, сквозь крепостной редут
На берег ветреный ступени приведут.
Там волны вольные, – отчаль же! Правь! Спеши!
И кто найдет тебя в морях твоей души?
(читать дальше)
1994