Неожиданная мысль пришла: отчего у одних народов много святых, а у других либо ноль, либо демоны вуду какие-то?
Ну почему у индусов и Рама с Кришной были, и Будда с Шанкарой, и Рамакришна с Вивеканандой, и еще громких имен на десяток страниц мелким кеглем, а у ирландцев этот… как его… святой Патрик, покровитель алкоголиков, потому как на его день все бухают?
Или почему у тибетцев Миларепа, Цзонкапа и легион тулку (святых перерожденцев), а из Англии мы только чеширского кота знаем, известного своими чудесами вроде улыбки и телепортации? Ну, есть там еще сотня личностей, чьи нимбы римским пальцем деланы, но они, по большей части, такие же святые, как наши чинуши – разве что в плане лояльности.
Полагаю, все дело в дурной наследственности, и вряд ли в чем-то другом. Святой, он же должен к земным манка́м быть индифферентным, правильно? Но святыми не рождаются, ими становятся, и исключительно благодаря собственным усилиям в переделке своей души и битве с соблазнами, а не протекции семьи или даже заступничеству «святой» церкви.
Допустим, решил какой-то великий дух воплотиться на Западе, дабы осчастливить его народы, дав им Путь, Истину и настоящую Жизнь. И выбрал он семью для получения тела и наследственной части души, ибо не бывает земных душ, сформированных на Небесах – все они штампуются здесь, в парадигмах семьи и улицы, телевизора и интернета, семейного воспитания, веры (или суеверия) и школьного курса образования.
И оказалось, что нашему потенциальному святому, дабы самореализоваться, надо в своей земной личности просто авгиевы конюшни вычистить! Дед у него был карьеристом, почти добравшимся до поста сенатора, а зачем нашему святому тщеславие и гордыня властолюбца?
Бабка от виски и крепких сигар раньше времени отошла туда, откуда он собрался уйти, и оставила в наследие своему внуку потомственный алкоголизм и неумение жить без антидепрессантов.
Отец с детства хотел быть миллионером, имел девизом «только бизнес, ничего личного», а с таким девизом только нищих на паперти грабить, но не бессеребренником быть. Мать же всю жизнь тайком бегала налево и мечтала перепихнуться в грязном туалете местного бара с двумя ковбоями сразу, но нет на свете худшего врага святости, чем раскочегаренное либидо. Плюсом ко всем этим достоинствам были они скрытыми атеистами, хотя по паре фраз из Библии каждый на всякий случай знал.
И тогда понял великий и чистый Дух, что нет у него столько духовных сил, чтобы преодолеть столько вредных социальных привычек. Ведь чтоб завалить в себе такую армию бесов, на Западе ему и десяти жизней окажется мало.
Тогда остается только Восток, и желательно горный, средь простодушных народов. Ведь легче забраться на крышу с высокого крыльца, чем с крепко запертого глубокого подвала, не так ли? После чего выбрал, скажем, горный Непал.
Ну а что, люди там пусть не шибко интеллектуальные, зато о Боге думают не только в падающем самолете; сексом увлекаются в основном в целях деторождения и на улицах об этом не судачат; к спиртному приучаются лишь последние лет двадцать серпентскими компаниями вроде «Туборга» из Дании; политические пристрастия имеют, но при должном подходе их можно направить на полезное общее благо и стать непальским Ганди…
И с чем духу с Небес при новом воплощении сражаться? С привязанностью к далбату, что ли? Так поменяет далбат на цампу, и вуаля – дорогу к своей сокровенной Сути ему ничто не закрывает!
Интернет, говорите? В монастырях выше 3000 метров его нет, и порнуху даже при желании добыть невозможно. Да и в правильно воспитанном сознании такие вещи вызывают не интерес, а настоящий ужас.
На всякий случай, заберется наш кандидат в хобилганы (высший разряд святых в Тибете) еще на километр выше, подальше от туристов с красными и черными аурами, и давай себе медитировать, благодать от боддхисатв стяжать. Эдак лет десять, и он уже Теофанию (предстояние перед Богом, Бого-видение) имеет, чего на Западе лучшие из лучших разве что в эпоху Золотого века Римской империи удостаивались.
После чего возьмет он под опеку какой-нибудь округ, будет людей наставлять и иной раз лечить, вопрошающим помогать да от дурных решений оберегать.
Я, конечно, святую простоту, то бишь технологию духовного восхождения, утрирую. На самом деле это самая тяжкая из работ, но на Востоке достичь нужного результата, пусть и огромным трудом, возможно, а на Западе уже давно немыслимо.
Общее направление мысли вам должно быть понятно, и ответ на вопрос, отчего мы не имеем святых (разве что церковные пиар-продукты, вроде какой-нибудь Ксении Питерской, с сочиненными житиями, но хорошо продающимися иконами), должен теперь ясно наблюдаться внутри себя, своей семьи, своего общества своей страны.