Читая, как происходит рождение религиозных догматов, убеждаюсь, что все дело лишь в двух моментах: а) умственной неразвитости народных масс и б) трусости интеллигенции.
Ну, вот возьмите тупейший догмат предопределения у мусульман. Суть его настолько убога, что ты даже поверить не можешь в эту «благую» ерунду: Аллах заранее определяет, кто будет хорошим, кто плохим, и рыпаться здесь не то что бесполезно, а как бы неуместно.
То есть, у челов нет никакой свободы воли, все за них давно уже решил дедушка на облаках, почти идентичный по описанию Иегове иудеев и Богу христиан (чать, из одной книжки появились). И мусульманам как-то пофиг, что Аллах заранее обрекает кого-то на рай, а кого-то на ад.
История тоже недолгая, вас она не утомит. Отчего-то Мухаммед не распространялся на эту тему – я полагаю, что это было обусловлено какими-то политическими размышлениями, типа такого, абы арабам не слиться в экстазе с индусами. Что в этом плохого, совершенно не понимаю. Вот всяком случае, когда мусульмане захватили Индию, от этого ничего хорошего не произошло, и не происходит по сей день, кроме взаимонепонимания и нехорошего межконфессионального поведения (ну, там противостояние Индия – Пакистан, перманентная война, резня и все такое).
Потом пришли ребята-кадариты и мутазилиты, первые арабские философы. Они сказали: да вы больные, правоверные! Конечно, у челов есть свободная воля! И они вправе отвечать на вызовы жизни, пользуясь ею и меняя жизнь под себя.
Правда, реальность такова, что порядочной частью бьются челы головой об стену, а никаких изменений в их жизни нет. Особенно, если это касается общественной жизни. Тут уж поневоле усомнишься в свободной воле и перейдешь на сторону предопределения.
По-философски было бы сделать переход к восточным карме и факту перевоплощений, единственно способным объяснить как личную, так и общественную несправедливость, которая заключается чаще всего в том, что все хорошее никнет головой перед всяким дерьмом, и челы никак не могут понять — почему?
Тут еще проблема, что карма с реинкарнацией как мы с Тамарой ходят парой, и одно без другого существовать не могут. Ведь если бы челы рождались чистыми от кармического груза, их свобода воли была бы на высоте, я думаю. А так ей приходится пробиваться через нагромождение неблагоприятных событий, порожденных в предыдущих жизнях, и это крайне трудно.
А в общественной жизни вообще швах, потому что каждому хорошему челу и уж тем более реформатору противостоит совокупная карма общества, рожденная в тысячах и десятках тысяч перевоплощений каждого отдельного чела, во время многочисленнейших цивилизаций до нашей – поди, поборись со всем этим!
Но раз в Коране о карме и перевоплощении если и сказано (сказано!), но слишком уж обтекаемо, то и позиции наших арабских философов были шаткими. И в бой вступила армия улемов (улем — аналог христианского попа): нет никаких свобод воли, есть предопределение. И по большому счету совершенно пофиг, мусульмане вы или нет, читали или слышали Коран, а все равно: Аллах от рождения делает одних правыми, а других грешниками – видимо, чтобы было кем наполнять ад. Бред, не правда ли? Однако, у улемов и по сей день так – кисмет, и все дела.
Улемам никак нельзя признать карму с реинкарнацией, потому что тут уже учителями сразу будут не они, а суфии, имеющие большой авторитет в среде населения. Или еще, что много хуже, учителя с восточного Востока. Поэтому улемам есть отчего держаться за эту правоверную ересь и выступать единой церковью, факт существования которой они упрямо отрицают.
Народ же схавает любую чушь, как в той байке о хитрецах, раз за разом говорившим крестьянину, что он ведет на базар не корову, а козу. В конце концов тот поверил и продал животное по козлиной цене. Ибо народ не рожден в умственном мире, и потому не имеет свободы для умозаключений, пользуясь уже готовой умственной жвачкой от своей интеллигенции – или от хитрожопых жрецов, что средь мусульман много актуальнее, чем у нас, прошедших через горнило атеизма.
И здесь бы интеллигенции получше понять этот факт и стоять перед попами всех конфессий насмерть. А, нет, дождетесь от них! Мало того, что интеллигенция труслива (на Западе чего стоит только научная церковь, заблудившаяся меж трех сосен имени Эйнштейна, Дарвина и Фрейда, против которой средь интеллигенции никто почти не восстает, так как это чревато научной анафемой и последующим трудоустройством среди портовых грузчиков) и, еще хуже, подкупна.
Вот потому так и живем! Как заслуживаем! Но всем миром надеемся, что кармические проклятия когда-нибудь да разгребутся.