В стране что ни день, то очередной скандал, связанный с «оранжевой угрозой». Так как наша общественная организация напрямую работает с Агентством США по международному развитию (USAID), контактирует с консульством во Владивостоке, то во избежание обвинений в «получении денег и инструкций» публикуем отчет о встрече с вновь назначенным консулом по экономико-политическим вопросам Элизабет Макдоналд. Встреча прошла 23 февраля с.г. в Хабаровске в офисе «Зеленого Дома» по просьбе консула и продолжалась около часа.
Элизабет была интересна деятельность «Зеленого Дома», направленная на развитие местного самоуправления в сельских поселениях (текущая программа, финансируемая USAID) и на защиту прав бездомных. Сотрудники организации рассказали консулу о своих проектах и планах на будущее.
Наибольший интерес в обсуждении вызвал вопрос о взаимоотношениях российских НКО с федеральной и региональной властью. Как и спустя более 20 лет после начала деятельности зарубежных фондов в России, этот вопрос если и сдвинулся с мертвой точки, то большей частью в отрицательную сторону. У вопроса есть свои плюсы, как то:
– конкурс «Господдержка НКО», хотя и со все снижающимся бюджетом и крайне негативными пороками, о которых ведущие региональные НКО бесчисленное количество раз сигнализировали Президенту РФ и его администрации, президентским операторам грантовых конкурсов;
– конкурс для некоммерческих Ресурсных центров со стороны Минэкономразвития и торговли РФ, хотя и с определенно суживающимися направлениями и невыполнением обязательств по объему финансирования;
– незначительные законодательные преференции, в том числе и налоговые «послабления», которые заключаются в том, что НКО платили до 2010 г. начисления в размере 14,2% от зарплат в Пенсионный и иные фонды, а с 2012 г. платят около 20%, и то далеко не все, но многие свыше 30%, т.е. больше, чем малый бизнес (не плюс, естественно, на за плюс выдается).
Минусы же заключаются в том, что:
– в подавляющем количестве регионов РФ если и разработаны программы поддержки НКО, то они не отличаются ни системным характером, ни характером управления, в силу чего воспроизводство НКО находится примерно в таком же положении, как и воспроизводство населения, т.е. в зоне «русского креста»;
– некоммерческим организациям ни разу не были переданы на управление целевые программы даже муниципального уровня, не говоря уже о выполнении отдельных полномочий. НКО не рассматриваются властью как равноправные партнеры, способные принести обществу блага гораздо больше, чем они могут это сделать сейчас. Власть предпочитает скрупулезно контролировать все денежные потоки и не отпускать ни малейшей их «струйки» под инициативы реальных НКО. Таким образом, под каждый социальный или экономический вопрос власть создает в огромном количестве собственные учреждения и предпочитает с избытком их финансировать, в то время как зарубежный опыт говорит об огромной эффективности, когда многочисленные социальные и даже экономическое вопросы передаются на исполнение НКО;
– власть мимикрирует под НКО, переводя свои отделы и учреждения в форму некоммерческих организаций, либо содействуя регистрации НКО специально на то выделенными сотрудниками. Согласно статистике, в регионах выделяется громадное количество средств на поддержку НКО, но на поверку этими «НКО» оказываются либо бывшие учреждения, ранее выполнявшие свои функции органов власти и подведомственных учреждений, либо профессиональные спортивные клубы, либо профильные псевдо-НКО, специально созданные властью под те или иные цели. При этом вопрос о поддержке реальных НКО, созданных самим гражданами для решения проблем на различных уровнях и направлениях, находится в самом плачевном состоянии.
Таким образом, все уверения представителей власти о развитии гражданского общества в России оказываются дутыми декларациями.
В то же время огромное количество НКО с середины 90-х годов являлось получателями средств зарубежной благотворительной и технической помощи. Граждане вплоть до 2005 г. не имели совершенно никакой возможности для получения средств на свои идеи по решению бесчисленных проблем, не решаемых властью. В то же время в стране легально действовали и действуют зарубежные фонды, в том числе Агентство США по Международному развитию (АМР США / USAID) – подразделение Госдепартамента Правительства США, с которым тесно сотрудничают американские консульства.
Не имея возможности найти средства для реализации собственных инициатив, НКО участвовали в открытых конкурсах этих фондов и агентств и получали их на законной основе. Теперь данная финансовая зависимость является «ахиллесовой пятой» НКО, на которую со стороны прессы и блогосферы оказывается постоянное идеологическое давление. Желая защититься от мифической угрозы «оранжевой революции», власть фактически подставляет и без того хлипкий некоммерческий сектор под ураганный общественный остракизм, выбивая у него из-под ног поддержку родной среды, и в то же время фарисейски заявляет о поддержке институтов гражданского общества.
В то же время, вопросами политических изменений занимаются считанные НКО, да и то большей частью созданные и финансируемые «оппозиционерами», еще недавно работавшими во власти. Власть выделила «оппозицию» из собственной среды и разыгрывает грандиозный общественный обман, искусно создавая образ врага, того же «врага» при этом и контролируя. А расходным материалом для масштабного фарса становятся последние остатки некоммерческого сектора, являющегося форпостом гражданского общества, носителем народного сознания, настоящим выразителем общественного мнения.
Сотрудники «Зеленого Дома» указали консулу Элизабет Макдоналд на то, что отношение российской власти к НКО является в том числе и провалом во внешней политике США. В то время, как Белые дома не могут найти общего языка по вопросам развития гражданского общества, от этого, прежде всего, страдают представители общества.
Также речь зашла о взаимодействии НКО и бизнеса. Власть в России контролирует и бизнес, в силу чего крупные бизнес структуры и отдельные предприниматели крайне неохотно идут на взаимодействие с НКО, опасаясь ухудшения отношений с органами власти. Однако в это же время американские компании, работающие в нашей стране, могли бы показать пример достойного сотрудничества с российскими НКО, но по большей части они этого не делают. К примеру, компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», чьи нефтеналивные терминалы находятся в Де-Кастри (Ульчский район Хабаровского края), предпочитает сотрудничать с районной властью и совершенно игнорирует общественные организации. Действительно, НКО в Ульчском районе в единичном количестве, но «Эксон» могла бы содействовать их появлению, поддерживая мини-грантами и обучением инициативные группы местного населения и нацеливая их на решение вопросов местного значения. Причем, «Эксону» совершенно не обязательно это было делать силами своих сотрудников, достаточно привлечь профессиональные НКО из Хабаровска.
Такой вопрос ставился директором «Зеленого Дома» Сергеем Плешаковым перед руководителем отдела общественных связей компании несколько лет назад на одной из правительственных встреч по поддержке коренных народов Севера. В ответ на это представитель «Эксона» заявила, что компания достаточно поддерживает общественные инициативы в Нанайском районе, а равным образом и предпринимателей. Зная о том, что «Эксон» напрямую выделяет многомиллионные средства районной власти, без всякого общественного участия, представителю профессиональной НКО оставалось только ретироваться.
Консул Элизабет Макдоналд поблагодарила сотрудников «Зеленого Дома» за беседу и выразила надежду на дальнейшее конструктивное сотрудничество.
PS: Денег и инструкций не поступало. Запись разговора имеется.
февраль, 2012