Эпизодически интересовался историей современных общин. За редким исключением это был неудачный опыт. Обычно, общины организовывали городские люди, угоревшие от нервного и пустого быта, начитавшиеся пасторального сельского глянца. Жесткое столкновение с действительностью, в которой нужно не жить, а выживать, отрезвляло их в течении самого короткого времени.
Чуть больше держались общины вокруг религиозных лидеров: Джорджтаун, Аум Синрике, Виссарион и его «Город Солнца»… чаще всего, они не выдерживали нападения государства.
Недавно попалась на глаза книжка Дена Михайлова «Крепость надежды». Полный цикл «Изгой», который эта книжка начинает, равно другие книги этого автора к прочтению категорически не рекомендую – картины инфернала вгонят вас в депрессию, а оправдание зла пошатнет моральные устои.
В общем, интеллектуально-духовное убожество, но… именно «Крепость надежды» стоит читануть на разок. Здесь автор проектирует свою виртуальную общину, и, на мой взгляд, довольно удачно дает рецепт успеха при ее создании.
- Идеология выживания. Да, ничего нового в этом аспекте не предлагается – наоборот, религиозный аспект, самый сильный (именно благодаря ему образовались самые значительные общины и некоторые, сумев отбить внешнюю атаку, вроде церкви мормонов, продолжают существовать) полностью нивелируется.
И это правильно, потому что обычно на первом же общем собрании верующие в тот или иной религиозный догмат откусывают друг другу головы и на этом все заканчивается. У всякого свой внутренний мир, в котором бегают собственные тараканы. Они примерно одинаковые по силе, но разные по форме, потому несовместимы и грызутся.
Ситуация меняется, когда появляется лидер с сильным внутренним лучом, под которым детские несуразные продукты духовной лепки постепенно сминаются и заново формируются по единому образу и подобию. И тогда становится не о чем спорить, разве что индивидуальный духовный поиск прекращается раз и навсегда.
Но когда религии нет, то единственное, что способно остановить распад общины – угроза неизбежной смерти, в случае выживания по одиночке. Что-то мне говорит, что будущие времена создадут нам именно такие условия, когда или вместе, или смерть.
- Лидер. Это самая большая проблема в общинном строительстве, потому что лидер должен быть тем, кто на голову выше, сильнее (пусть даже просто физически). Овцы разбегаются, пока их не организует человек с собакой и палкой, т.е. существо более высокой внутренней природы.
Но Михайлов не в состоянии такого изобрести, и потому поступает проще. Современным фантастам вообще проще. Советские писатели были ограничены материалистическим реализмом, т.е. должны были придерживаться научных взглядов и хоть какой-то логики. «Михайловы» свободны от такого ограничения, потому что в их руках Магия! Пара мантр, и не надо париться – искомый результат творится из ничего.
И тем не менее: даже слабый лидер имеет возможность удержаться и удержать, если он защищен от растерзания и предательства. Такой защитой в книге стала магическая «клятва на крови», препятствующая нанесению вреда общинниками своему вождю. Я не знаю, как спроецировать эту идею в наш мир, но идея есть.
Представьте, что общинники не могут бросить общину, потому что это означает предательство вождя. В сюжете отступничество приводит к страшным мукам преступника, и потому люди даже не помышляют ни о смерти лидера, ни об оставлении общины. Они беспрекословно исполняют требования господина, даже самые дебильные и заведомо ведущие к смерти. Потому что смерть – она оказывается лучше по сравнению с последствиями измены.
Но если лидер не полный скот, сосредоточенный лишь на своем жалком бытии и власти, то у него появляется нешуточный шанс. А вместе с тем, шанс появляется и у общины.
- Статус. Герои из книжки живут по модели средневекового общества, играя толи в сюзерена и вассалов, толи в помещика и крепостных. Тем не менее, статус общинного вождя утвержден и поддерживается местным сословным обществом.
Люди, жившие в подобных обществах, и знать не знали о всяких демократиях, софизмах «все люди равны» и финской системе образования. Они от рождения соблюдали границы сословного деления, копчиком чуяли место в социуме и не покушались на более высокое.
Поэтому, фантастическая команда, решившая основать новое поселение на диких землях, весьма слажена, не испытывает проблем с субординацией, в ней нет никаких ссор, которые не мог бы пресечь лидер. Добавьте еще чутка про Бога, и получите общинный идеал.
А ведь в любом общем деле так: или команда работает как часики, в которых каждая шестеренка делает свое дело, или дело не делается. Современное общество держится разве что на нужде, на денежных интересах, отними которые, и оно рассыплется.
- Кстати, Нужда. Помнится, Тесла, изобретатель трехфазного тока и других новшеств, во многом определивших лицо современности, был очень зациклен на получении природного электричества, при котором почти исключался технологический процесс (котлы, генераторы, турбины…), и передаче энергии на любое расстояние без проводов.
В идеале, заработай его система, можно было воткнуть особый приемник тока в землю в любом месте, и получать почти бесплатное электричество. А это неминуемо привело бы к распаду государства. Ведь всякий мог обосноваться хоть в поле, хоть в лесу, и, имея электричество, быть зависимым разве что от производителей техники, начиная от плитки.
И тогда на ум приходит общество в духе американских вестернов, с вольными ковбоями, охотниками да искателями золота, с бесконечными разборками между ними, и слабой властью мэров и шерифов.
Вряд ли эта общественная модель была бы светлей уже сложившегося финансово-силового централизма, или капитализма, превосходно по сей день держащегося на нужде.
Для этого люди намеренно отлучаются от земли, которая могла бы их кормить, и сгоняются в города. Село разрушается, его земли скупаются и захватываются земледельческими корпорациями, остатки селян вытесняются на периферию, где перебиваются малым заработком, маргинализируются и не представляют особой угрозы для власти.
Нужда гонит людей под власть государства и бизнеса. При этой модели еще многие выигрывают, раз улицы городов полны дорогими машинами и хорошо продается дорогое жилье. Правда, производство также разрушается, а торговля давится транснациональными сетевыми монстрами типа Леруа и Самбери.
Даже творчество вытесняется шаблонами от нейросетей, и в услугах художников, дизайнеров и певцов скоро не будет нужды. Пожалуй, единственный большой заработок скоро останется у военных наемников… да и то, получили пару-тройку больших зарплат – и на удобрение…
Но мы сильно свернули не в ту сторону. Ведь мы исследуем не проблемы современного государства, а базовые принципы общин. Нужда существует и в них, но если община держится только на материальной нужде, то она проиграет основному обществу, в рамках которого можно заработать больше и быстрее, чем в любой общине.
- Портал в Астрал. Этого нет в «Крепости надежды», но позволю себе продолжить логически ряд. Если нужда в пище и защите, крове и одежде не удержит общину от развала по причине конкуренции с основным обществом или государством, то нужда должна быть в том, чего в обществе найти невозможно.
По самой малости это тихий и спокойный быт, или условия для воспитании детей вне разрушительных форм: карьеризма, наживы, сексуальной свободы, лже-патриотизма и др.
Но как самая тонкая и самая великая нужда, почти никогда четко не осознаваемая – потребность в выходе из этого мира. Эту незримую дверь по своему открывают писатели и режиссеры в стиле фэнтази, алкоголь и наркомания, религия, эзотерическая философия, медитативные техники… Но те, кто прошли все двери и убедились в иллюзорности заманух за ними, желали бы не воображаемой свободы, а реальной.
И даже не свободы, а обретения Земли Обетованной (для евреев) или Исходника (для поклонников «Матрицы»), соединения с Озирисом (у египтян) или Брахманом (у индусов), забвения в Нирване (у буддистов) или беззаботной жизни в Царствии Небесном (у христиан). Короче, это латентное устремление на родину своего Духа, своего «Я»-Эго.
Там над человеком (пожалуй, Человеком) не властны нужда, его грудь не раздирают страсти, связывающие узами материи, да и вообще тело весьма условно, точней, не существует в сфере Чистого Разума, раскритикованного Кантом.
В древности такие общины с «порталом» (точней, с лидером-Медиатором, Посвятителем), безусловно, существовали, и на развалинах Египта долгое время жили и приносили большую пользу окружающим народам эссеи и терапевты, а рядом в Палестине назареи, в аравийских пустынях набатеяне, в Римской империи гностики.
И даже в рамках фанатичного ислама находилось место некоторым мистическим суфийским тарикатам, как между лап инквизиторов и иезуитов какое-то время лавировали тамплиеры и розенкрейцеры.
Много ранее, при большой кармической удаче, эти общины даже становились центрами сборки государств и империй. Самой продвинутой и результативной в истории нужно признать Сангху Будды, союз Архатов (Адептов), сумевших войти за своим Учителем в искомые «двери» и довести до них других; она была духовным сердцем империй Маурьев, Гуптов, Пала, царства Канишки…
А до нее была община на Крите, вокруг которой зародилась цивилизация Средиземноморья, ахейцев и древних греков с Элевзинскими Мистериями. Задолго до Крита доминировал индийский ведический союз Брахманов, распространивший свою культуру от Аравийского до Южно-Китайского моря; от этой материнской Общины отпочковался ряд других союзов.
Короче, чем глубже в историю, тем более значимыми были Общины с «порталом», средоточие мудрости и учености, оплоты Государства и школы Пути – из нашего мира в Надземные.
Все современные общины бессознательно копируют великих предшественниц, только пока им мало что возможно предложить. И фэнтази, при всей свободе воображения, не в состоянии восстановить исходный общинный код, по итогу скатывается в описание каких-то уголовных шаек, или сообществ колдунов, вкруг которых вспухают нежизнеспособные государственные образования со все той же манией земной власти, наживы и оккультных сил… ну, так себе «крепость надежды».
Но, верится мне, в не столь уж и далеком будущем одна из Общин «с порталом» будет все же создана. Наш соотечественник Даниил Андреев назвал ее «Розой мира» и разместил вроде где-то в Сибири.
Он очень надеялся, что эта Община станет точкой сборки для государств нового типа, в которых Нужда, как паразитный принцип капитализма, уступит место Миссии-Долгу… впрочем, я давно читал эту книгу, и могу ошибаться – прочитайте сами, вместо очередного пустого романа от горе-фантастов.