Журнал о сельском развитии, который выпускала наша организация ХКБОО «Зеленый Дом», в 2012 году опубликовал статью Владимира Невейкина, российского предпринимателя, более 20 лет работавшего (надеюсь, по сей день работающего) в Юго-Восточной Азии. Статья более чем примечательная, так как позволяет в сравнении оценить положение дел в экономике в России и Китае, и понять, отчего сложилась проблема, вынесенная в заголовок?
Эту статью я перепечатал на Гайдпарке. Однако, российский читатель заранее шарахается от большого количества букв, и потому публикация прошла незамеченной (около 700 просмотров, 7 комментариев) . Тогда я лично перевел статью на «клиповое мышление», уместив основные тезисы на пару страничек, и получил 6,5 тысяч просмотров и более 500 комментариев. Интересный опыт, не правда ли? Итак…
… Давайте сразу опустим такие банальности, как низкая оплата труда ввиду огромного количества трудоспособного населения, 2 урожая в год в Южном Китае и другие «доводы» того же рода, к которым прибегают россиянские экономисты и политологи, оправдывающие хроническое отставание России от Китая.
Я намеренно сравниваю Россию с Китаем, а не с Европой, где усилиями тамошних властей и мировой закулисы положение дел в экономике уже сейчас немногим отличается от нашего, а по иным позициям так и значительно хуже (грабительские социальные налоги, более мощный банковский террор, открытые и официально разрешенные масонские взаимоотношения среди элит, и т.д.).
Действительно, кроме банальностей хватает такого рода обстоятельств, убрать которые в Китае труда не составило, а вот у нас уж третье десятилетие «либеральной эры» разменяли, а воз и ныне там. Общее, что объединяет эти обстоятельства в России – несусветно дикое вмешательство государства в дела бизнеса. И это вмешательство год от года только возрастает. И мы уже где-то даже его не замечаем, как тот атмосферный столб.
Всякий раз я внимательно читаю президентские послания и все программные заявления того же разряда, и как только вижу фразу «государство будет помогать (тем, этим и вон тем), но эта помощь должна сопровождаться усилением ответственности», то сразу понимаю: дадут каким-нить издыхающим организациям рубль 20, но тыщу заложат на финансирование очередного федерального надзора с «расширенными функциями». А далее надзор сделает свое черное дело, и все государственные вложения будут эффективно нейтрализованы.
В одном из сельских районов, где наша организация пару лет развивала социальную и предпринимательскую активность населения, районные власти воспользовались хорошими результатами, и за год наклепали добрую сотню предпринимателей. То есть был отряжен специалист, которые ездил по селам, помогал людям писать бизнес-планы и получать смешной стартовый капитал в размере 58,8 тысяч рублей. Сколько, думаете, «предпринимателей» продолжили свою деятельность по истечении года? Сосчитать их хватит пальцев и одной руки. В основном, это те, кто добавили господачку к деньгам своих родственников, и открыли очередную лавку в райцентре.
Производителям, особенно сельхозпродукции, изначально ничего не фартило. И не только близость с Китаем и конкуренция с китайской продукцией тому виной. Есть у нас такая мощная штука, как ПБУ (положение о бухгалтерском учете). Это воистину драконовский документ, который то и дело дополняется какими-то новыми требованиями, нормами, измененными шаблонами и т.д. Любой предприниматель имеет дело с деньгами, а значит, подпадает под необходимость бухучета.
В Китае есть институт сертифицированных бухгалтеров, который избавляет предпринимателей от необходимости нанимать бухгалтера. У нас в крупных городах уже давно успешно работают многочисленные коммерческие фирмы, ведущие бухучет, но в районах и тем более селах это удовольствие вряд ли когда будет доступно. А если нет такого сервиса, то предпринимателю лучше не начинать дело без бухгалтера (который очевидно увеличивает себестоимость за счет трат на свое содержание) – обязательно попадет на какую-нибудь хрень, вроде отнесения командировочных не на ту статью, или изменения нормы амортизации оборудования, или еще чего-нибудь в том же роде. А попав, попадет на штраф, что его если с первого раза не прикончит, то основательно пошатнет.
В том же Китае государство совершенно не волнует, каким образом распоряжается предприниматель деньгами, поступившими на его счет в ходе экономической деятельности. Предприятие может делать с деньгами Все Что Угодно!!! Вы можете представить себе степень такой свободы? То есть я могу купить машину и списать ее через год (и государству наплевать, куда я ее дену, или что я буду на ней лично продолжать ездить), могу дать денег на благотворительность, могу жрать в ресторанах за счет предприятия – все пойдет на стоимость конечной продукции, которая один фиг будет в 2 раза дешевле, чем в сопредельной России.
Правда, если предприятие выделит часть денег в доход владельцев, то сумма дохода довольно здорово (но здраво) облагается. Разумеется, речь идет о частном бизнесе, а не о государственном. В отношении последнего китайское государство несет обязательства по поставкам, сбыту продукции, зарплатам и т.д. и потому регламентирует их деятельность. Но в отношении частных предприятий государство ничего такого не делает, поэтому ничего особо и не спрашивает, кроме обязательной отчетности о доходах и расходах.
Эту отчетность проверяют… по лохотрону! То есть налоговик сваливает обезличенную отчетность предприятий в лохотрон, и проверяет ее наугад. Причем, без всяких выездных проверок, если нормы прибыли того или иного предприятия соответствуют средним нормам, бытующим в отрасли. Если вы три года подряд показали убыток, то в налоговой поинтересуются, за счет чего вы живете. Но, пожалуй, это то немногочисленное, что вообще способно возбудить интерес государства к предпринимателям.
Расплодив федеральные надзоры, наше государство еще и создает атмосферу круговой поруки чиновников и вседозволенности в их кругу, что рождает коррупцию и нездоровый интерес к экономической деятельности «проверяемых». Отсюда, мы уже давно не говорим, что та или иная контора действует в пользу третьих лиц – это уже вроде как само собой разумеется. Как думаете, насколько только это одно обстоятельство способно повысить себестоимость конечной продукции? В среднем, на 50%, в части случаев – в 2 раза.
Вот вам и ответ, отчего нашим фермерам проще было (до взвинчивания таможенных сборов) покупать китайские трактора, а не свои, и почему их сельхозпродукция даже в сезон незначительно опускает цены китайских производителей.
PS: кстати, о стоимости труда. На Тайване минимальная зарплата составляет 1200 долларов США, а средняя колеблется от 2 до 5 тысяч долларов в зависимости от отрасли. Так что не верьте нашим софистам о низкой стоимости труда в Китае – чаще всего, это совершенно не так, особенно на промышленных предприятиях. В России средняя зарплата по промышленности вдвое или более меньше!!! Мы по тихой меняемся с Китаем ролями, и в течении 10 лет, если все будет идти по накатанной, поменяемся окончательно.
И все же рекомендую прочесть статью Владимира Невейкина «Два берега, две экономические реформы» в полном виде.